15313

Мы его теряем!

Почему США и Китай вытесняют Россию из Узбекистана

Основным прямым инвестором Узбекистана стали США, а основным торговым партнером - Китай. У Российской Федерации не хватает денег и инвестиционных предложений, способных кардинально улучшить взаимоотношения двух стран. Основным прямым инвестором Узбекистана в первом квартале 2018 года стали США, подсчитал республиканский Центробанк. Из опубликованной статистики следует, что 28% от всего объема прямых инвестиций в размере $4,3 млрд., поступивших в Узбекистан за три месяца, приходятся на долю США. Второе место делят Китай и Великобритания - по 10% инвестиций. На третьем месте офшор Британские Виргинские Острова с 8%. Доля России - всего 6%. Чуть больше, чем у Турции.

Туда, где нет коррупции

В мае 2018 года президент Узбекистана Шавкат МИРЗИЁЕВ побывал в США с трехдневным официальным визитом - встречался с главой Дональдом ТРАМПОМ. На встрече Мирзиёев заявил, что Узбекистан стремится к членству в ВТО, а Трамп пообещал ему содействие в этом. В ходе визита были подписаны меморандумы о намерениях с американскими компаниями и Всемирным банком в общей сложности на $8,5 млрд.
По мнению председателя американо-узбекской торговой палаты Кэролин ЛЭММ, наиболее перспективными отраслями сотрудничества считаются нефтегазовая отрасль и цветная металлургия, в том числе привлечение к геологоразведке и добыче полезных ископаемых Chevron и Exxon Mobil, уже работающих в Казахстане, а также компании General Electric - к участию в реконструкции местных электростанций.
Соглашения, как ожидается, будут способствовать сохранению 10 тысяч рабочих мест в США, a также открытию возможности для многомиллиардных контрактов с американскими компаниями. По мнению Мирзиёева, Узбекистан остро нуждается в американских технологиях.
“Хотим мы этого или нет, это может кому-то не нравиться, но американские технологии способствуют порядку. Американцы инвестируют туда, где нет коррупции и хищений. Поэтому в Узбекистане не было американских инвестиций”, - отметил президент.
Этот год может стать для Узбекистана рекордным с точки зрения привлечения американских и в целом иностранных инвестиций в страну. Мирзиёев заявил, что власти Узбекистана достигли предварительных договоренностей о привлечении в страну $17 млрд. иностранных инвестиций под 182 проекта.
Судя по всему, Узбекистан активно готовится к инвестиционному буму. За пять месяцев 2018 года в Узбекистане зарегистрировали 776 совместных и иностранных предприятий. В течение этого года в стране планируется реализовать 377 территориальных и 148 отраслевых проектов с привлечением иностранных инвестиций.

Инвестиции в обмен на свободу

Сейчас власти озабочены тем, как упростить механизм реализации зарубежных инвестпроектов. Заместитель премьер-министра Узбекистана Сухроб ХОЛМУРОДОВ объявлял о планах отменить часть налогов, взимаемых с предпринимателей, и об упрощении регистрации компаний. А президент издал постановление “О дополнительных мерах по ускоренной реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов”.

Ради инвестиций официальный Ташкент готов идти навстречу даже таким непростым для официального Ташкента требованиям, как освобождение политзаключенных, гарантии свободы передвижения, запрет в отношении пыток, защита свободы вероисповедания и прав ЛГБТ-сообщества. Такие требования, в частности, предъявляла Узбекистану глава американской Amnesty International Маргарет ХУАНГ, в целом положительно оценивающая первые шаги Мирзиёева в этом направлении.
Еще больше поводов для удовлетворения появилось с приходом к власти Мирзиёева у Всемирного банка и Международной организации труда. Эти учреждения подтвердили, что в Узбекистане прекратили наконец-то использовать принудительный детский труд на сборе хлопка, что снимает ряд инвестиционных ограничений со стороны Запада.
Узбекистан начал активный поиск внешних источников финансирования после смены власти и признания новым президентом республики того факта, что экономика восстанавливается недостаточными темпами. Рост за счет внутренних ресурсов практически исчерпан. В 2017 году ВВП Узбекистана, по данным ЦБ, вырос на 5,3% и составил $30,6 млрд. Но растет и внешний госдолг, он составляет по итогам первого квартала $7,9 млрд.
Но проблема номер один для узбеков - безработица.
“Что мучает наш народ? Это безработица и отсутствие уверенности в завтрашнем дне”, - отметил Мирзиёев. Он признал, что мигранты массово уезжают за границу потому, что “мы не смогли создать рабочие места. Все горе в этом”. На заработках за пределами Узбекистана находятся около 3 млн. из 33 млн. узбеков, примерно половина трудовых мигрантов проживает в России.

Ташкент открывается миру

Интерес США к Узбекистану тоже не случаен. Республика имеет ключевое положение в Центральной Азии, она расположена рядом с Ираном, Россией и Китаем, которые считаются конкурентами США. “Узбекистан - самый многочисленный и растущий рынок в Средней Азии, и США не упустят шанса использовать его в качестве платформы для наращивания своего присутствия здесь”, - говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав ЛИСОВОЛИК.
Но едва ли не главная точка соприкосновения интересов Ташкента и Вашингтона - ситуация в Афганистане. Основной транспортный коридор американцев в Афганистан через Пакистан становится все более проблемным и затратным. Разногласия между Пакистаном и США нарастают. Поэтому не исключено, что может быть возрожден альтернативный логистический маршрут через Казахстан и Узбекистан, который использовался еще во времена СССР. Казахстан уже дал США согласие на спецтранзит армейских грузов по железной дороге в Афганистан для обеспечения там присутствия США. Осталось договориться с Узбекистаном.
Накануне визита в США Мирзиёев провел встречу с главой Центрального командования Вооруженных сил США генералом Джозефом ВОТЕЛОМ, обсудил с ним военное сотрудничество и ситуацию в Афганистане. С Трампом Мирзиёев впервые встретился еще более года назад в рамках саммита арабо-мусульманских стран и США в Эр-Рияде. В сентябре 2017 года, выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Узбекистана заявил о поддержке стратегии Трампа по мирному урегулированию ситуации в Афганистане. В рамках этих договоренностей предусматривается создание совместных проектов с компаниями Boeing, General Electric, Honeywell, Caterpillar и другими.
Узбекистан будет традиционно проводить многовекторную политику, чтобы использовать весь потенциал от открытия своего рынка миру, и “не уйдет” однозначно под США, уверен Лисоволик из ЕАБР.
“Узбекистан при президенте Мирзиёеве действительно начал проводить более открытую политику, не только в отношении США. Ташкент открывается для многих стран, в том числе для России, стремится к членству в ВТО”, - говорит Лисоволик.
Тем не менее Россия может потерять свое влияние в Узбекистане. Для начала экономическое и финансовое. В 2016 году товаро­оборот между Узбекистаном и Россией сократился на 5% по сравнению с 2015 годом - до $4,2 млрд. По итогам прошлого года вырос до $5 млрд., а на текущий год Мирзиёевым поставлена задача нарастить его до $6 млрд. За счет чего должен вырасти товарооборот, не очень понятно.

Многовекторность без союзов

Напомним, ранее руководством республики было заявлено, что Узбекистан не собирается вступать в ЕАЭС. Под руководством прежнего лидера Ислама КАРИМОВА Узбекистан вообще отказывался от членства в региональных союзах, в которых руководящая роль отводилась Москве. В 2008 году Ташкент вышел из ЕврАзЭС. Кроме того, Узбекистан дважды присоединялся и прекращал участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Договариваться с таким парт­нером, как Узбекистан, будет непросто. Тем более что конкурировать с США по линии объема инвестиций и технологий Россия не в состоянии. Мало того, за доброжелательное отношение Узбекистана Москве придется бороться и с Пекином.
КНР уже с 2015 года потеснила Россию, став самым крупным внешнеторговым партнером Узбекистана. Узбекистан и Китай до 2020 года намерены довести объем двусторонней торговли с $4,2 млрд. до 10 млрд. Узбекистан экспортирует в Китай газ, уран, медь, хлопковое волокно, минеральные удобрения, пластмассовые изделия, продовольственные товары.
Мирзиёев, став президентом, ездил в Китай для перезапуска взаимоотношений (в мае 2017 года). Тогда были подписаны договоры на поставку продукции и инвестсоглашения на $22 млрд. Китайские компании являются крупными поставщиками технологий и оборудования в Узбекистан. Здесь открыта для китайцев свободная экономическая зона “Джизак” с льготными условиями для производства микроэлектроники, средств связи и ряда других.
Газета.Ru

Поделиться
Класснуть