2128

Битва за последний оплот

Наступление проправительственных сирийских войск на оппозиционные силы в провинции Идлиб может привести к полномасштабному столкновению между всеми участниками конфликта

Вчера президент США Дональд ТРАМП предупредил, что Россия и Иран могут совершить “серьезную гуманитарную ошибку” в Сирии, если допустят наступление армии сирийского лидера Башара АСАДА на последний оплот умеренной вооруженной оппозиции - провинцию Идлиб. Об этом глава Соединенных Штатов написал на своей странице в Twitter. Тем временем многие эксперты считают, что наступление сирийских правительственных войск и их союзников в Идлибе может начаться в любой момент.

А стартовавшие в Средиземном море вблизи побережья Сирии учения ВМФ и Воздушно-космических сил (ВКС) России на Западе рассматривают как реальную боевую поддержку этого наступления. При этом в боевых действиях в Идлибе могут принять участие и иранские самолеты. Кроме того, Тегеран начал снабжать шиитские формирования, воюющие против боевиков в Ираке и Сирии, ракетным оружием.

"Президент Сирии Башар Асад, - как заметил Трамп, - не должен безрассудно нападать на провинцию Идлиб”. “Русские и иранцы совершили бы серьезную гуманитарную ошибку, приняв участие в этой потенциальной человеческой трагедии”, - добавил он, заметив, что в результате подобных действий могут быть убиты сотни тысяч людей. “Не позволяйте этому случиться!” - обратился президент к властям России и Ирана.

В настоящий момент Идлиб является в Сирии зоной деэскалации конфликта между правительственными войсками и противниками режима Асада. Провинция - последний оплот сирийской умеренной вооруженной оппозиции.
Однако помимо нее в регионе, по данным России, также разместились террористы. Так, 29 августа российский министр иностранных дел Сергей ЛАВРОВ призвал срочно отделить оппозиционеров в Идлибе от боевиков и организовать против последних операцию, чтобы уничтожить в арабской республике террористический гнойник.
США, как уверены в Москве, всячески пытаются этому воспрепятствовать: террористов Штаты, по информации Лаврова, рассчитывают использовать в борьбе против сирийского режима. В связи с этим, как утверждали прежде в МИД России, Вашингтон грозит нанести по Сирии удар (аргументируя это ответом на применение Асадом химоружия против своих противников. - Ред.), а подготовленные боевики при помощи британских спецслужб готовят в Идлибе инсценировку химатаки.
В США, напротив, обеспокоены тем, что если оппозиционеры окажут сирийской армии сопротивление и замедлят ее продвижение по провинции, войска Асада могут применить химоружие. На случай если это произойдет, как указывали собеседники телеканала, американская разведка уже определила цели, по которым Вашингтон мог бы нанести удар в ответ на действия сирийского лидера.
Тем временем сирийские СМИ сообщили, что Иран намерен снабдить сирийскую армию истребителями и системами ПВО собственного производства.
Это будут новейшие иранские истребители “Коусар” и установки зенитных ракетных комплексов “Бавар-373”, которые, по утверждению Тегерана, являются аналогом российского зенитно-ракетного комплекса С-300. Даты предполагаемых поставок и их объемы не уточняются. Не исключено, что новые иранские вооружения, в том числе ракеты класса “земля-земля” и “земля-воздух” будут использованы в ходе боевых действий в Идлибе.
Как сообщают ближневосточные СМИ со ссылкой на источники в разведке, Иран уже предоставил шиитскому ополчению в Ираке баллистические ракеты малой дальности типа “Зильзаль”, “Фатех-110”, “Зольфакар”. Утверждается, что ракеты имеют дальность поражения от 200 до 700 км. Ранее сообщалось, что этими ракетами снабжаются в Сирии не только шиитские формирования, прибывшие из Ирака, но и отряды ливанской “Хезболлы”. И в Сирийской Арабской Республике (САР) строятся якобы заводы по их производству. Утверждалось, что такие решения заключены в ирано-сирийском соглашении по военно-техническому сотрудничеству, заключенному в августе во время визита в Дамаск министра обороны Ирана Амира ХАТАМИ.
Насколько будет эффективно новое иранское оружие, сказать трудно. Но, видимо, по опыту России Иран эти вооружения хочет обкатать в сирийском конфликте, чтобы потом улучшить их тактико-технические характеристики. Предстоящие боевые действия в Идлибе, где, по данным турецкой разведки, сосредоточено до 100 тыс. боевиков, для этих целей идеальное условие. Хотя официальных сообщений об использовании новейших иранских вооружений в Сирии пока не поступало.
На Западе, и в первую очередь в США, уверены, что решение наступать на боевиков в Идлибе президент Сирии Башар Асад, посоветовавшись с Москвой и Тегераном, уже принял. Будет ли Иран открыто поддерживать это наступление в военном плане, неизвестно. Но то, что это будет делать Россия, ни у кого сомнения нет. Как сообщил “Голос Америки”, западные военные аналитики рассматривают начавшиеся в Средиземном море учения российских ВМФ и ВКС “как помощь наступлению сирийской армии на вооруженную оппозицию, обеспечение ее данными ПВО и даже возможное участие в этом наступлении российской авиации”. В подтверждение этого вывода сирийские журналисты сообщили о том, что “на территорию российской авиабазы Хмеймим в сирийской провинции Латакия прибыли пара противолодочных самолетов Ту-142, два истребителя Су-35С и два бомбардировщика Су-34”.
Как известно, США официально выступили против начала боевых действий в Идлибе. А заявление министра иностранных дел РФ Сергея ЛАВРОВА о том, что Россия поддерживает такое наступление, его американский коллега уже назвал актом агрессии. Госсекретарь США Майкл ПОМПЕО прямо заявил, что “Сергей Лавров выступает в защиту сирийского и российского наступления на Идлиб... США рассматривают это как эскалацию и без того опасного конфликта. Три миллиона сирийцев, которых уже заставили покинуть свои дома и которые сейчас находятся в Идлибе, пострадают от этой агрессии”.
Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо ГРАНДИ заявил, что в его организации “серьезно обеспокоены возможным развитием событий в Идлибе”. А приближенное к официальной Анкаре турецкое агентство Anadolu выпустило аналитический материал, в котором делается прогноз о том, что в случае начала военных действий в Идлибе “к границам Турции хлынет новый поток беженцев”. “И это при том, что в Турции и так находится до 3,5 млн. сирийских беженцев. Поэтому Анкара при каждой возможности подчеркивает значимость сохранения режима прекращения огня в Идлибе и необходимость политического урегулирования конфликта”, - пишет Anadolu, подчеркивая, что “протяженность границы Турции с провинцией Идлиб составляет 130 км”.
Между тем ситуация в Идлибе, по данным российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в САР, остается напряженной. Руководитель ЦПВС генерал-лейтенант Владимир САВЧЕНКО сообщил, что боевики, действующие в идлибской зоне деэскалации, 27 раз нарушали режим прекращения огня. По сообщениям сирийских СМИ, боевиками взорваны два моста на путях возможного наступления правительственной армии. Отмечается, что “боевики укрепляют свои позиции, прокладывая траншеи и подземные тоннели. В то же время в столице провинции Идлиб ими организованы демонстрации гражданских лиц, выступающих против подхода правительственных сил, - фото выступлений массово тиражируются западными СМИ”.
Не исключено, что деятельность боевиков в Идлибе направляется представителями западных спецслужб и частных военных компаний (ЧВК). Минобороны РФ уже сообщало, что одна из британских ЧВК готовила там провокации с химическими атаками. А в ЦПВС сообщили, что сирийские военные близ Пальмиры захватили боевиков, которые прошли подготовку на расположенной на юге САР “базе США Эт-Танф под руководством американских инструкторов”. “Они должны были совершить серию тер­актов в районе Пальмиры и обеспечить проход основных сил террористов - около 300 человек - для захвата города. Террористы планировали занять Пальмиру в течение ближайшей недели”, - отметили в ЦПВС. Военный эксперт Шамиль ГАРЕЕВ считает, что такие акции спланированы США, чтобы оттянуть основные правительственные войска от наступления в Идлибе.
Директор проекта “Транс­национальные угрозы” в американском Центре международных стратегических исследований Сет ДЖОНС уверен, что США воздержатся от прямого военного вмешательства в ситуацию вокруг Идлиба. Однако, по его мнению, есть вероятность того, что Вашингтон вооруженным путем вмешается в конфликт “в случае применения химического оружия и при широкомасштабных нарушениях там прав человека”.
РБК, ng.ru

Комментарий в тему

Антон МАРДАСОВ, эксперт Российского совета по международным делам: Как Дамаску вернуть Идлиб и не обидеть Турцию

Турция может согласиться с вступлением сирийской армии в Идлиб при условии, что не будут затронуты подконтрольные протурецким формированиям районы.
Присутствие радикальных формирований в провинции Идлиб может стать для Дамаска и Москвы поводом, чтобы военным путем решить важные политические задачи: снизить влияние Анкары на северо-западе Сирии и внести раскол в ряды умеренной оппозиции. Турция в состоянии сорвать такой сценарий, но делать это она, скорее всего, не будет.
По некоторым данным, между Москвой и Анкарой уже достигнуто соглашение о введении в Идлиб российской военной полиции и сотрудников служб безопасности Дамаска. Однако пока нет твердых договоренностей о том, чтобы Турция “подвинула” свои наблюдательные посты в глубь провинции.
Отметим, Москва, которая позиционирует себя в качестве гаранта территориальной целостности Сирии и главного борца с терроризмом, не может открыто признать Идлиб зоной влияния Турции, хотя и заинтересована в развитии турецко-сирийских связей. Дамаск со своей стороны не может мириться с наличием “турецкого анклава” на своей территории, вдобавок ему нужно продемонстрировать самостоятельность в принятии решений.
Сирийский режим старается стянуть в район Идлиба все боеспособные силы, включая бывших повстанцев c юга, но желающих воевать нашлось мало. Предыдущий успех - относительно бескровное примирение повстанческих территорий на юго-западе - стал возможен только благодаря договоренностям внешних игроков: России, США, Израиля и Иордании. В результате часть отрядов оппозиции стала выполнять роль местных сил самообороны, а часть была включена в состав проправительственных сил.
Поэтому только совместные действия Москвы и Анкары могут решить идлибское уравнение. Турция может согласиться с наступлением сирийской армии на западе и юге повстанческой провинции, и для этого есть целый ряд причин. Анкаре сложно самой справляться с радикалами в Идлибе. Кроме того, курдский фактор не позволяет Турции поддерживать сепаратизм в регионе. А выступая за территориальную целостность Сирии, трудно возражать против права Дамаска проводить военные операции в пределах страны.
Итогом операции, скорее всего, станет некий компромисс: сирийские правительственные силы не будут заходить в те районы, которые контролируют протурецкие формирования.
РБК

Поделиться
Класснуть