1452

Борьба патриархов

Почему православные церкви приблизились к расколу 

Московский патриархат разорвал дипотношения с “матерью всех церквей” - Константинопольским патриархатом, который хочет дать независимость Украинской православной церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовения Константинопольского патриарха Варфоломея, сообщил глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Такое решение было принято на внеочередном собрании Священного синода в пятницу, 14 сентября.
Священный синод постановил приостановить сослужения с иерархами Константинопольской церкви (находится в Стамбуле) и выход из структур, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата.
Отношения между Московским и Константинопольским патриархатами осложнились из-за возможного предоставления последним автокефалии (церковной независимости) Украинской православной церкви (УПЦ). 7 сентября патриарх Варфоломей назначил двух своих экзархов (представителей) на Украину. В сообщении об их назначении говорилось, что это потребовалось в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. УПЦ Московского патриархата назвала эти действия “грубым нарушением канонической территории”, аналогичным образом отреагировала и РПЦ.
Перед началом заседания синода патриарх Кирилл заявил, что Московский патриархат располагает достоверными сведениями о том, что константинопольские экзархи уже прибыли на Украину “и приступили к работе” в рамках подготовки к предоставлению автокефалии УПЦ.
Решение синода РПЦ о непоминовении Константинопольского патриархата можно назвать церковным эквивалентом разрыва дипломатических отношений, сказал Иларион. “Мы временно приостанавливаем всякое общение с Константинопольским патриархатом”, - сказал он.
Прерывание поминовения - крайняя форма протеста, неприятие действий другой поместной церкви, объясняет РБК прото­иерей Андрей НОВИКОВ. “Этим жестом наша церковь показывает, что она больше не считает патриарха Варфоломея обладающим какой-либо властью над православными. Его статус больше не имеет никакого значения. Если он нарушает каноны, прерывается его поминовение. Мы в нашей церкви больше за него не молимся. Лично для нас на данный момент он - персона нон грата”, - заявил он.
После разрыва дипотношений РПЦ больше не будет принимать участие в епископских ассамблеях в странах православной диаспоры и в “богословских диалогах”, говорится в заявлении РПЦ.
Митрополит Иларион подчеркнул, что принятые меры пока не означают разрыва евхаристического общения. Миряне, по его словам, по-прежнему смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Московский патриархат не отказывается полностью от диалога, а посылает Константинополю сигнал, уточнил Иларион. В том случае, если Константинополь продолжит двигаться в направлении автокефалии УПЦ, Русская церковь будет вынуждена “полностью разорвать евхаристическое общение”. “Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн. православных, - сказал он. - По крайней мере половина (паствы) не будет признавать его (Константинопольского патриарха Варфоломея) в качестве первого среди равных”.
Меры, принятые РПЦ, беспрецедентны, говорит РБК дьякон Андрей КУРАЕВ.
“Фактически можно говорить о превентивном расколе РПЦ и Константинополя - это фантастика, в истории церкви такого не знаю, - говорит он. - При этом разрывать отношения из-за простого визита - необдуманный и противоречивый поступок, - добавляет он. Заявления синода он назвал “преждевременными” и “незаконными”: “Как и любой закон, канон наказывает деяния, а не намерения, то есть наказание не может быть упреждающим”.
“Они же не рукоположили никого в епископы, не служили литургию без спроса местного митрополита”, - пояснил богослов, отметив, что при таком случае “можно было бы говорить о каком-то вторжении в нашу территорию”. По его мнению, РПЦ стоило бы занять более выжидательную позицию. “В крайнем случае можно было бы подписать бумагу (о разрыве отношений), на которой не было бы даты, и пригрозить константинопольским посланцам: если они предпримут какие-то оскорбительные действия, мы будем готовы ее имплементировать”, - заявил он.
Весьма условно вселенское православие разделено на две партии, тяготеющие к Константинополю или Москве, - греческую и русскую. В первой - сам Константинополь, Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада, Албания, во второй - Москва, Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Чехия, Словакия. Автокефальная поместная православная церковь есть также в Румынии, но она сохраняет нейтралитет.
Спор между Константинопольским и Московским патриархатами о том, чьей канонической территорией считается Украина, ведется уже несколько веков. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Русской православной церкви (РПЦ). Однако в начале XX столетия представители Константинополя начали говорить, что РПЦ неправильно прочитала это решение и у Вселенского патриарха сохранилось право считать Украину своей канонической территорией.
Ни одна из поместных церквей не признает раскольнические церкви на Украине - УПЦ и УАПЦ. Константинополь до сих не сообщил, каким образом он собирается даровать автокефалию. Самый вероятный сценарий - создание автокефальной церкви как раз на основе УПЦ КП и УАПЦ.
Предоставление Константинополем независимости УПЦ - способ утвердить свое влияние в православном мире.
Украинская православная церковь Московского патриархата - крупнейшая церковь на Украине. По данным Министерства культуры Украины на начало 2017 года, УПЦ МП имела в своем распоряжении по всей стране 11 392 культовых сооружения, а также 12 328 общин верующих. В ведении православной церкви Киевского патриархата 3784 храма и 5114 общин. При этом всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов и иных помещений, где совершается божественная литургия. Третья по численности общин и храмов на Украине - Украинская автокефальная православная церковь: у нее 1195 общин и 868 храмов.
Украинский закон собственником храмового здания считает общину (в России церковным имуществом распоряжается епархия). Поэтому в случае автокефалии УПЦ именно прихожане будут решать, переходить ли церкви в другой патриархат.
Прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, Украинской православной церкви Московского патриархата - 12,8%. Прихожанами Украинской православной автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они “просто православные”, 1,9% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного украинским центром Разумкова весной 2018 года.
В Московском патриархате, впрочем, данные опросов не признают. “Эти данные совершенно не соответствуют действительности”, - заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир ЛЕГОЙДА.
В РПЦ увязывают действия Константинополя с политикой Киева. “Кто-то в Константинополе очень торопится, пока у власти находится президент Украины Петр ПОРОШЕНКО, который активно поддерживает этот проект”, - заявил Иларион.
Порошенко с первых дней пребывания на посту не скрывал, что намерен добиться независимости украинской церкви от русской. “Автокефалия - это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”, - заявил Порошенко в июне 2018 года. Его поддержали бывшие президенты страны Леонид КРАВЧУК, Леонид КУЧМА и Виктор ЮЩЕНКО.
По данным опроса, проведенного фондом “Демократические инициативы” имени Илька Кучерива и центром Разумкова в июне, создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживают 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против - 40% (среди сторонников Украинской православной церкви Киевского патриархата их доля составляет 45 и 18% соответственно).
И только 11% украинцев считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам жизни страны.
В условиях эскалации конфликта с РПЦ Константинополь может форсировать процесс предоставления автокефалии Украине, считает Алексей МАКАРКИН из Центра политических технологий. “Дипломатические возможности разрешить конфликт уже практически исчерпаны”, - сказал он. Автокефалия УПЦ создаст дополнительный осложняющий фактор в отношениях России и Украины, считает Макаркин, так как между Московским и Киевским патриархатами начнется борьба за имущество.
РПЦ - одна из последних нитей, которая связывает Россию и Украину после 2014 года, констатировал в разговоре с РБК руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман ЛУНКИН. “После 2014 года церковные политики занимали даже более осторожную позицию по поводу сложившейся политической ситуации, чем светские власти, так как у церкви к Украине сохраняется духовно-культурный интерес”, - говорит он.
Нынешний конфликт несет в себе серьезные риски, говорит Лункин. Потеря РПЦ Украины, где прошло крещение Руси, негативно повлияет на статус РПЦ в постсоветском пространстве, а также приведет к размыванию идеи русского мира, сказал он. “Российская церковь осознает это, поэтому предпринимает все действия для диалога с Константинополем и Киевом”, - отметил Лункин, однако добавил, что в ближайшем будущем “влияние РПЦ будет только уменьшаться”.
РБК

Поделиться
Класснуть