2421

Чёрный передел

В этой стране белые отнимали у чернокожих все. Пришла пора поменяться местами

     Южно-Африканская Республика (ЮАР) стоит на пороге больших перемен. Власти собираются передать земли белых фермеров черному большинству. Для этого придется изменить конституцию страны, но это никого не останавливает, как и пример соседнего Зимбабве, уже прошедшего тот же путь ценой разрушения собственной экономики. Прямо сейчас новые правила опробуют на одном маленьком городе. По мнению экспертов, эта реформа навсегда изменит пока еще самую развитую страну Африки.

Большую часть XX века Южная Африка находилась под властью белого меньшинства. С 1948 года оно проводило официальную политику апартеида - раздельного проживания людей разных рас. Чернокожие коренные жители (для удобства их всех называли банту) вынуждены были переехать в специальные районы - бантустаны. Там они получили подобие гражданских прав, а в некоторых бантустанах - даже паспорта (правда, независимость, предоставленную правительством ЮАР этим бантустанам, не признавали ни в одной другой стране мира). В “белые” крупные города банту могли приезжать только на работу.
Но главное, африканеры - белые жители ЮАР, потомки голландских и немецких колонизаторов - владели большей частью земель в стране. Сельское хозяйство наряду с металлургией и горнодобывающей промышленностью составляло основу экономики. При этом чернокожие использовались только в качестве низкоквалифицированной рабочей силы, а значит, не могли получать навыки управления фермой.
В середине 1980-х доля белого населения составляла 21%, с ослаблением режима апартеида и после его окончательного падения в 1994 году она стала стремительно сокращаться. Многие эмигрировали, преимущественно в Австралию, США и Европу. К 2017 году доля белых здесь упала до 8%.
При этом в собственности африканеров по-прежнему оставались миллионы гектаров земли, что помогало им сохранить статус привилегированного класса.
В таком состоянии страна встретила отставку президента Джейкоба ЗУМЫ. Он считался компромиссной фигурой, в том числе и в земельном вопросе. С 1994 года правительство выкупало земли у африканеров по конкурентным ценам, а затем сдавало коренным жителям в аренду. Те, кому земля была не нужна, получали денежную компенсацию. За время президентства Зумы правящий Африканский национальный конгресс (АНК) выдвигал различные предложения по ускорению этого процесса. Ведь за два с лишним десятилетия выкупить и передать удалось всего 10% от запланированного, еще $837 млн. ушли на компенсации отказникам. В 2016-м парламент принял разработанный АНК законопроект, который уже тогда воспринимался как карательная мера. Он устанавливал фиксированную цену (гораздо ниже рыночной) за гектар земли, попавшей под действие программы. Кроме того, прежние владельцы лишались права отказаться от сделки. Документ был принят Национальной ассамблеей, но законом так и не стал - его отказался подписывать Зума.
Им двигала не только приверженность рыночным методам. Бывший президент принадлежит к зулусам - одному из самых многочисленных коренных народов Южной Африки. Через специальный фонд Ingonyama Trust они владеют 2,8 млн. гектаров земли, к которой относятся очень ревностно. Обижать соплеменников Зума явно не хотел.
Взамен он запустил дополнительную программу под названием “50 на 50”. В ее рамках власти выкупали только половину фермы, принадлежащей африканеру, и передавали ее работникам из числа коренных жителей. Таким образом, фермы превращались в подобие совместных предприятий белых владельцев и черных крестьян. Такой подход вписывался в общую политику Зумы по передаче контроля над экономикой от “монополистического белого капитала” черным бизнесменам. Уже к концу 2017 года статистика (по крайней мере, государственная) выглядела намного лучше: общая площадь выкупленных земель достигла 15 млн. гектаров, или 12% от всей территории страны.
Однако недовольные оставались, причем в обоих лагерях. И если АНК по-прежнему считал, что действовать надо активнее, то министр финансов Правин ГОРДАН выступал за сохранение роли белых в финансовой сфере. Его фигура полна противоречий: будучи чернокожим, да еще и видным членом Коммунистической партии ЮАР, он имел репутацию откровенного лоббиста интересов белого бизнеса, но одновременно снискал уважение за бескомпромиссную борьбу с коррупцией, в том числе и в высших эшелонах власти. От его расследований и обвинений часто доставалось Зуме, и в конце концов президент не выдержал. Весной 2017-го он не дал Гордану завершить турне по Великобритании и США, где глава Минфина договаривался с потенциальными инвесторами. Вместе с еще девятью министрами он был отправлен в отставку.
И это дало повод оппозиции для новой, уже седьмой по счету попытки организовать импичмент. На этот раз их ждал успех: конституционный суд признал перестановки в правительстве незаконными, после чего к требованиям об отставке Зумы присоединились даже его однопартийцы из АНК. После недолгих препирательств президент согласился уйти по-хорошему, не досидев до конца второго срока полтора года.
Его преемником стал вице-президент Сирил РАМАФОСА, который еще недавно считался прогрессивным политиком. На самом же деле от либеральной риторики Рамафоса отказался еще в декабре, когда сменил Зуму на посту главы АНК. Уже тогда он заявлял, что нынешний подход недостаточно справедлив, и платить за отбираемые у белых фермеров земли не стоит вовсе.
Призыв поддержали другие политики - в частности, Джулиус МАЛЕМА - одиозный лидер партии “Борцы за экономическую свободу” (БЭС), имеющей третью по численности фракцию в Национальной ассамблее. Он быстро подготовил резолюцию, которая была поддержана на декабрьском съезде АНК. В ней говорилось о необходимости экспроприировать земли без какой-либо компенсации. При этом Малема признавал, что сделать это прямо сейчас невозможно - мешает конституция, а потому в нее надо сперва внести поправки.
Уже в феврале, через несколько дней после избрания Рамафосы президентом, этот вопрос был поднят в парламенте. Депутаты согласились с Малемой и проголосовали за подготовку конституционной реформы.
С тех пор прошло девять месяцев, и ситуация стала только еще более запутанной. Сторонники перемен спорили с противниками и между собой. Так, лидер БЭС уверен, что отнятые земли должны принадлежать государству, иначе богатые белые за бесценок выкупят их обратно. Президент не согласен.
Между тем, у идеологов перемен до сих пор нет понимания, как именно следует менять конституцию. Принятая в 1996 году, она во многом повторяет американскую. В частности, одна из глав называется “Билль о правах”. В основном законе ЮАР четко прописано, что никто не может быть лишен своей собственности без соответствующего решения суда или справедливой компенсации.
К реформе хватает и других вопросов. Например, стоит ли компенсировать фермерам затраты на имущество, непосредственно связанное с землей (в первую очередь - сельхозтехнику), и вложения в инфраструктуру, которые могут достигать 90% от рыночной цены всего участка. Непонятно, что делать с фермерскими кредитами, общий объем которых оценивается в $112 млрд. Очевидно, что новые владельцы выплатить их не смогут, что грозит разорением многим банкам. Экспроприация обрушит цены на землю и недвижимость, что обернется упадком всего рынка. Банки перестанут кредитовать строительные компании. В этих условиях правительству предстоит строить дешевое социальное жилье, которое оно пообещало возвести на части изъятых земель. Но главное - серьезно пострадает деловой климат ЮАР: котировки крупнейших компаний обрушатся, страну покинут многие бизнесмены, привлекать новые инвестиции станет гораздо сложнее.
Наконец, главный аргумент против реформы - опыт соседнего Зимбабве, 18 лет назад уже решившего пойти по тому же пути. Власти отбирали у бывших колонизаторов земли и вынуждали их уезжать из страны. Закончилось все экономической катастрофой. Выяснилось, что коренные жители не умеют обрабатывать земли и вести бизнес. Некогда самая богатая страна Африки (сейчас ею считается ЮАР) превратилась в одну из самых бедных в мире. К 2009 году безработица достигла 90%, инфляция - 231 млн. процентов годовых. Уехавших белых землевладельцев звали обратно, но они отказались. По некоторым оценкам, неудачная реформа обошлась Зимбабве в $20 млрд. долларов. В итоге новый президент Эмерсон МНАНГАГВА, сменивший в прошлом году свергнутого Роберта МУГАБЕ, пообещал исправить ошибки прошлого и выплатить всем пострадавшим компенсации. Их размеры оцениваются примерно в $11 млрд.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть