989

Маленькая страна - Британия

Брюссель не пойдет на уступки Лондону по торговле

Маленькая страна - Британия

Соединенному Королевству не угрожает нехватка продуктов питания. Но ему после выхода из ЕС придется смириться с ролью небольшого государства, говорит начальник аппарата бывшего премьера Тони БЛЭРА. Это предсказание прозвучало на фоне сообщений о том, что Борис ДЖОНСОН, нынешний глава правительства, ужесточил свою позицию на переговорах с Евросоюзом. Если они закончатся провалом, то Лондон введет таможенный контроль на границе и остановит миграцию с континента. В Брюсселе заявляют, что это неприемлемо.

Накануне Джонсон разъяснил свою политику в речи перед руководителями бизнеса, иностранными послами и представителями “мозговых трестов”. Он сказал, что уступок Брюсселю не будет. Евросоюз должен относиться к Соединенному Королевству как к равному. Ни равнения на Брюссель, ни распространения юрисдикции европейских судов на Британию допущено не будет.

Как сообщает газета Sunday Telegraph, Джонсон “обозлен” тем, что ЕС в одностороннем порядке меняет условия сделки, которая была согласована в прошлом году. Тогда стороны пообещали, что будут работать над амбициозным и глубоким торговым соглашением, которое должно быть готово до истечения 2020 года.

Но поскольку Евросоюз отошел от своей прежней позиции, Даунинг-стрит тоже свой подход ужесточает. Раньше Лондон стремился к такой же договоренности, какую достигла с ЕС Канада. Она допускает почти беспошлинную торговлю, за исключением ряда товаров и рынка услуг.

Теперь переговорщики с Даунинг-стрит хотят вести дело к гораздо менее “обязывающей” сделке, какая у ЕС существует с Австралией. В этом случае стороны выбирают, по каким отраслям экономики они могут прийти к согласию. А все остальное будет регулироваться правилами Всемирной торговой организации (ВТО).

В беседе с НГ Андрей ОСТАЛЬСКИЙ, независимый журналист, работающий в Британии, отметил: “Это означает, что Борис Джонсон повышает ставки. Пока неясно: это блеф ради завоевания поддержки у британского общественного мнения или же он готов идти настолько далеко, чтобы дойти до так называемой австралийской модели. Она практически на 90% - переход на правила ВТО. Это будет означать, что подавляющее большинство товаров, пересекающих границу между Британией и ЕС, будет облагаться таможенными сборами. И это, конечно, прервет тесное сотрудничество по очень многим направлениям, создаст колоссальные проблемы для автомобильной промышленности и так далее. Многие экономисты считают, что это сильно ударит и по курсу фунта стерлингов, и по жизненным стандартам британцев”.

Австралийский вариант - серьезное отступление от тех принципов, о которых все время говорила Тереза МЭЙ, когда была премьером. Всегда считалось, что при брекзите Британия будет стремиться к очень тесному сотрудничеству с ЕС в экономической и других областях. И это будет сопровождаться гармонизацией позиций по многим направ-

лениям. Она позволяла бы осуществлять “гладко идущую торговлю”. Но Джонсон отошел от провозглашенных его предшественницей принципов. У него послушное большинство в Палате общин, и он может себе это позволить. Таким образом, считает эксперт, Джонсон подводит к почти жесткому брекзиту.

Times и некоторые другие газеты пишут, что это крайне радикальный вариант, которого Британия вроде бы пыталась избежать. Но, возможно, это только переговорная позиция, чтобы заставить ЕС стать более сговорчивым. Например, для Англии неприемлемо, что ЕС обещал Испании поддержать ее претензии на Гибралтар. Якобы если Испания не будет удовлетворена переговорами с Британией о Гибралтаре, то это может отразиться на сотрудничестве Лондона с ЕС.

“Еще один характерный момент. Министр иностранных дел Великобритании Доминик РААБ дал указание британским послам за рубежом прекратить тесное сотрудничество и какую-либо координацию с послами ЕС. Она в течение десятилетий была автоматической. Теперь ее не будет. Британия должна демонстрировать свою независимость, свою собственную точку зрения на международные проблемы. Кстати, Британия устами Рааба весьма положительно высказалась о плане президента США Дональда ТРАМПА на Ближнем Востоке. А Евросоюз отнесся к нему очень критически. То есть Британия продемонстрировала, что у нее есть своя точка зрения, которая может радикально отличаться от общеевропейской. Если отношения Британии с ЕС станут враждебными, то возникает вопрос: как это отразится на геополитической ситуации в мире? В марте должны начаться переговоры по существу между Британией и ЕС. Тогда, может быть, мы получим ответ на этот вопрос”, - заключил Остальский.

Свои прогнозы выдвигают многие английские политики и комментаторы. Джонатан ПАУЭЛЛ, который был начальником аппарата бывшего премьер-министра Блэра, сказал в интервью: “Было бы смешным полагать, что, уйдя из ЕС, Британия сможет отбросить правила союза. Другие страны, такие, как Норвегия и Швейцария, придерживаются европейских стандартов, чтобы иметь возможность с ним торговать. Самые алармистские предсказания - о нехватке продуктов питания, о грузовиках, стоящих в очереди на въезд в порт, - скорее всего, не сбудутся. Мы не упадем с обрыва. Это будет больше похоже на снижение летательного аппарата. Британии придется смириться с тем, что она стала маленькой страной”.

“Независимая газета”

Поделиться
Класснуть

Свежее