4405

Острова невезения

Удастся ли Индии сохранить на Андаманах жителей каменного века?

Острова невезения

Индия готовится превратить Андаманские и Никобарские острова в туристический центр мирового уровня. В январе центральное правительство определило 16 островов, которым предстоит комплексное развитие для поощрения туристической отрасли.

Еще около года назад власти упростили режим посещения иностранцами Андаман и Никобар: разрешение на посещение островов теперь не нужно запрашивать заранее, а можно получить по прибытии в столицу островов город Порт-Блэр на самолете или корабле. Его довольно легко дают на срок 30 дней, если у вас есть индийская виза.

В начале этого года Управление аэропортов Индии также сообщило, что на архипелаге вскоре будет создана сеть из современных гидроаэропортов для “летающих лодок”.

Андаманы и так уже довольно популярное место, сюда ежегодно приезжают тысячи людей ради песчаных пляжей и кораллового моря. Но здесь не так хорошо развита туристическая инфраструктура, как, скажем, на расположенных по другую сторону от Индостана Мальдивских островах, поэтому в основном Андаманы предпочитают сами индийцы и те иностранцы, кому не нужны роскошные отели и “навязчивый сервис” (в среднем в год здесь бывает более 15 тысяч иностранных гостей). Теперь в Нью-Дели, как видно, задумались о том, чтобы в перспективе бросить вызов самим Мальдивам, ведь этот архипелаг до начала 1970-х вообще был мало кому известен, а сегодня стал едва ли не символом дорогого морского курорта. А у Андаман есть шанс такой рывок совершить.

Дело в том, что у этого архипелага есть особая приманка, которой нет ни у Мальдив, ни у Канар, ни даже у острова Пасхи,- на некоторых из Андаманских островов до сих пор живут традиционные племена, живут, словно в каменном веке, и, похоже, не подозревают, что стали своего рода рекламным брендом для целого туристического направления.

Честно говоря, увидеть жителей каменного века не так просто. Они остаются на специальных территориях, и чтобы попасть туда, требуются некоторые усилия. Но, несмотря на это, на Андаманах аборигены вам будут попадаться на каждом шагу: манекены в отелях, сувениры в местных магазинах, открытки и так далее. Судьба этих аборигенов и волнует теперь специалистов-этнографов из Индии и других стран мира: не станут ли исчезающие уникальные культуры жертвой туристического наступления?

Интересно, что если сегодня “андаманские дикари” - приманка для любопытных, особая приправа для туристов, то еще совсем недавно они были главной… страшилкой островов.

Их называли и дьяволами, и кровожадными чертями. И началось это еще при британцах, которые закрепили за жителями Андаманских островов репутацию недружелюбных, опасных и диких людей. А еще “неправильных”, не желающих приобщаться к цивилизации.

Последний раз о свирепости андаманцев в мире заговорили в ноябре 2018 года, когда американский гражданин Джон Аллен ЧАУ (или Чо - написание его имени встречается и так, и так) приплыл на входящий в архипелаг остров Сентинел в надежде обратить его жителей в христианство.

Молодой американец считал островитян находящимися под гнетом Нечистого. Самозваный миссионер (он не был священнослужителем) вооружился Библией и подарками (несколькими рыбинами, сувенирной мелочью и даже футбольным мячом) и отправился на остров Сентинел крестить племя, особенно решительно отказывающееся вступать в контакт с окружающим миром. 27-летний американец отметил в дневнике (записи сохранились), что островитяне сначала не трогали его, но показали ему знаками убираться, что он и сделал, а потом решился на новую попытку. Увы, настырность привела к трагическим последствиям: миссионера-любителя дикари в итоге расстреляли из луков.

Рыбаки-перевозчики, которых арестовали после того, как стали искать исчезнувшего американца, рассказали полиции, что видели, как аборигены закопали тело Чау в прибрежном песке…

История Чау наделала шума, однако в нем утонул ее главный для пришельцев урок: жители острова Сентинел цитаделью воплощенного зла считают вовсе не свою малую землю, а ту, что видна вокруг. И, надо сказать, не без оснований: внешний мир им неведом, там не знают даже, как эти люди называют себя - в мировой прессе их именуют просто сентинельцами. Никто не знает и не понимает их языка. Никто не может сказать, сколько аборигенов на этом клочке суши обитает. Так что и в XXI веке Северный Сентинельский остров, который поднимается из Бенгальского залива совсем недалеко от столицы индийских Андаманских и Никобарских островов города Порт-Блэр, остается едва ли не самой загадочной территорией планеты.

Вообще-то, сегодня основное население Андаманских островов - индийцы, перебравшиеся сюда с полуострова Индостан. Но здесь живет и несколько островных народностей, одни более открыты миру, другие - менее. Сентинельцы самые закрытые: они не разрешают посторонним приходить на свой остров и убивают тех, кто пытается к ним попасть.

Но так было не всегда. В конце XIX века британцы, колонизировавшие острова и превратившие Андаманы в “самую страшную каторжную тюрьму империи”, подчас все же вступали в контакты с сентинельцами. Судя по сохранившимся хроникам, особенно отличился капитан и аристократ Морис Видал ПОРТМАН, который решил приобщить племена к современности. Хотя и несколько своеобразно. В 1880-е годы Портман с командой несколько раз посещал Андаманы, в том числе остров Сентинел. Во время экспедиции англичане ловили андаманцев из разных племен, фотографировали, обмеряли черепа местных жителей, их тела и даже гениталии. Были сделаны и научные выводы: бичом всех андаманцев являются инфекции, у племен, веками живущих изолированно, не было иммунитета от многих заболеваний, распространенных в окружающем мире.

Однако не только этнографическими изысканиями занимались цивилизаторы. Есть, например, свидетельства о том, что британцы (а потом и японцы, недолго владевшие островами в годы Второй мировой) охотились на андаманцев, как на диких животных, есть данные, что некоторые пришельцы охотно занимались “сексуальной эксплуатацией” женщин-аборигенок. Островитянам все эти контакты с внешним миром на пользу не шли: с конца XVIII века, когда “цивилизация” добралась до Андаманских и Никобарских островов, число коренных жителей на них резко снизилось.

"Политика правительства Индии состоит в том, чтобы удерживать посторонних от любых контактов с жителями этого острова”, - сказал “Огоньку” один из самых известных антропологов Индии, профессор Делийского университета Ануп КАПУР.

Он отметил, что власти пытаются защищать аборигенов от наступающего внешнего мира. Официально к острову Сентинел нельзя приближаться ближе чем на пять миль. В стране вообще составлен список “защищенных” племен, для поездки к которым требуется специальное разрешение, - и это не только Андаманы, племенные народности (в Индии их называют адиваси) живут и в других частях страны.

На фоне развития туризма на Андаманах остро встал другой важный вопрос: можно ли вообще защитить островитян в эпоху глобализации?

Профессор антропологии Ануп Капур говорит: “Правительство Индии полагает, что эти люди имеют право жить так, как они живут, не вступая в контакт ни с кем. Никто не имеет права вмешиваться в их общество и в их культуру!”

Многие индийские политики и правозащитники требуют прекратить такое “человеческое сафари”. Но очевидно, что рост числа туристов на островах проблем добавит. Да и как не привлечь, если некоторые антропологи считают сентинельцев и представителей других андаманских племен прямыми потомками первых выходцев из Африки, заселивших Индостан около 50 тысяч лет назад. Визит сюда - это же путешествие во времени наяву! И как этому противостоять?

“Огонек”

Поделиться
Класснуть