976

Кого не радует “радуга”

Восточная Европа восстала против ЛГБТ

Кого не радует “радуга”

Западные СМИ констатируют растущее сопротивление неолиберальным и мультикультурным ценностям на востоке Европы. Это проявляется как в отказе принимать мигрантов из Азии и Африки, так и в росте гомофобских настроений. В многочисленных статьях на эту тему отмечается, что борьба с ЛГБТ (группой, в которую входят лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) стала главной предвыборной темой для политиков Восточной Европы и практически создает новое идеологическое противостояние на континенте.

В руководстве Евросоюза и многих стран Западной Европы считают, что новые политические альянсы, направленные против ЛГБТ, создаются противниками неолиберальной идеологии, католическими движениями и праворадикальными организациями. В качестве примера приводится небольшой город Свидник на востоке Польши, который объявлен “свободным от ЛГБТ городом”. Свидник - идейный оплот находящейся у власти партии “Право и справедливость”. Решение городских властей Свидника вызвало возмущение у депутатов Европарламента в Страсбурге, которые потребовали от Еврокомиссии принять срочные меры в отношении “гомофобов”.

На съезде европейских ЛГБТ в Праге была принята декларация, согласно которой новый “железный занавес” разделил Европу. В декларации подчеркивается, что 30 лет спустя после падения коммунизма на восток континента пришли гомофобия, гендерная ненависть и дискриминация.

Однако Свидником ситуация в Польше не ограничилась: десятки муниципалитетов, в основном на юго-востоке страны, приняли соответствующие декларации, поддержанные католической церковью. Примечательно, что отношение к ЛГБТ стало своего рода определяющим тестом на восприятие неолиберальных ценностей, которые пропагандируют западные СМИ, политики и руководство Евросоюза. Согласно недавним опросам, молодые поляки назвали главной угрозой в XXI веке “движения в поддержку ЛГБТ и гендерную идеологию”. Примечательно, что на второй план в списке угроз отошли “российская экспансия”, климатические изменения и экономический кризис.

Почему именно проблеме ЛГБТ придается такое значение на востоке Европы? Очевидно, что эта тема непосредственно связана с национальной идентичностью, традиционными ценностями, жизненным укладом и биологическим инстинктом продолжения рода. Правящая в Польше правопопулистская партия “Право и справедливость” (ПиС) назвала “идеологию ЛГБТ” опасностью, схожей с коммунизмом советского типа. Именно защита традиционных ценностей стала главной темой предвыборной кампании в Польше и позволила национал-консерваторам выиграть последние выборы. Лидер ПиС Ярослав Качиньский заявил, что навязываемая Польше извне неолиберальная идеология является угрозой польской идентичности и самому существованию польского государства. В свою очередь архиепископ Кракова Марек ЕДРАШЕВСКИЙ сравнил “радужную чуму ЛГБТ” с нацизмом и советским коммунизмом.

В Венгрии, где политический мейнстрим представляют правые популисты, в последние месяцы также наметился “антигейский” тренд. Правящая партия “Фидес” и лично премьер-министр Виктор ОРБАН начали координированную гомофобскую кампанию. Так, депутаты от “Фидес” призвали бойкотировать американскую фирму “Кока-Кола”, после того как она разместила рекламные постеры с гейскими парами. Спикер венгерского парламента Ласло Кёвер сказал, что усыновление детей геями равносильно “педофилии в моральном смысле”. Венгрия отказалась от участия в Евровидении-2020 в Амстердаме, так как считает этот конкурс “слишком голубым”.

Аналитики отмечают, что “антигейская риторика” чрезвычайно выгодна для правых популистов Восточной Европы, поскольку тема нелегальной иммиграции уже в значительной степени исчерпала себя. В Чехии, где общество довольно толерантно относится к ЛГБТ (недавний опрос показал, что 61% граждан готовы поддержать закон о легализации однополых браков), консервативные политики используют гомофобскую риторику в борьбе за голоса избирателей. В результате закон об однополых браках застрял в нижней палате чешского парламента еще на стадии первого чтения, попытки протолкнуть его провалились. Наблюдатели отмечают, что этот закон тайно блокирует премьер-министр Андрей БАБИШ, который не дает рекомендации депутатам от своей партии АНО голосовать за него. Недавно Бабиш встретился с представителями консервативной партии “Движение за жизнь”, которая занимает гомофобскую позицию и выступает за повышение рож­даемости и права семьи. В Чехии также набирает голоса инициатива по внесению в Конституцию поправки (как это сделали в Венгрии и Словакии), которая определяла бы брак исключительно как союз мужчины и женщины. Эту инициативу поддерживают представители церкви и лично президент Чехии Милош ЗЕМАН.

Опросы общественного мнения показывают принципиальные различия в оценке однополых браков на западе и востоке Европы. Так, в Нидерландах к однополым бракам положительно относятся 82% опрошенных, Швеции - 71%, Дании - 69%, Бельгии - 62%, Испании - 56%, Германии - 52%. Одновременно в поддержку однополых браков высказываются лишь 11% жителей Румынии, 12% - Латвии, 15% - Греции, 17% - Польши и 18% - Венгрии. Усыновление детей однополыми парами поддерживают 69% голландцев, 51% шведов и только 7% поляков.

В Еврокомиссии констатируют, что за последние два десятилетия в странах Западной Европы про­изошла положительная эволюция в восприятии гомосексуализма и других гендерных проблем. И наоборот, в Восточной Европе возо­бладали антигейские настроения, для обозначения которых был введен термин “гомонегативность” (homonegativity). Чем обусловлены столь разные подходы? Западноевропейские аналитики видят причину “гомонегативности” восточных европейцев в экономической и образовательной отсталости, а также чрезмерной религиозности. По их мнению, слишком быстрый переход “младоевропейцев” от коммунизма к демократии сопровождался культурным шоком, а также разочарованием в демократических ценностях. Кроме того, политики умело использовали предрассудки населения с целью узурпации власти.

Западные исследователи называют ситуацию вокруг ЛГБТ тревожной, разъединяющей запад и восток Европы. В результате восточные европейцы могут со временем отвергнуть западные культурные ценности не только в сфере сексуальной морали, но и в других областях. Таким образом, проблема казалось бы не первой значимости (в сравнении с безработицей, падением уровня жизни и нелегальной иммиграцией) стала принципиально важной и даже определяющей в борьбе народов Восточной Европы за свою идентичность, традиционные ценности и семью - против геев, мигрантов, веганов, представителей экзотических сект и постмодернистского индивидуализма в целом. Это особенно показательно сегодня, когда неолиберальная идеология переживает острый кризис, а в борьбе против нее единым фронтом выступают христиане, мусульмане, националисты и консерваторы всех мастей. Примечательно, что мусульмане в Западной Европе стали одной из главных сил, противостоящих неолиберальному угару.

В целом речь идет о серьезнейшем идеологическом кризисе, в который оказались втянуты все страны Запада и их сателлиты в Восточной Европе. Ведь неолиберализм, по мнению непокорных “младоевропейцев”, означает утверждение эгоизма, индивидуализма и гедонизма, неумеренное расширение личной свободы и “раскрепощение” нравов. Именно поэтому они считают, что пропаганда ЛГБТ стала одним из важнейших орудий неолибералов в борьбе с традиционной семьей и христианскими ценностями, которые все еще пользуются поддерж­кой на востоке Европы.

ИноСМИ.ру

Поделиться
Класснуть