Разлив требует реформ
Ошибки в борьбе с самым крупным разливом нефти в Арктике вызвали негодование у российского президента Владимира ПУТИНА, а это может дать толчок изменениям в экологическом регулировании, пишет Bloomberg.
Cамая крупная в России горно-металлургическая компания “Норильский никель” выступила с официальным заявлением на эту тему лишь через два дня после аварии, произошедшей 29 мая. В результате этой аварии более 20 000 тонн дизельного топлива попало в уязвимую речную систему Арктики.
К тому времени кадры и фотографии с места катастрофы широко разошлись по социальным сетям, и вскоре после этого губернатор региона представил официальный доклад заметно раздраженному Путину. Президент открыто отчитал главного акционера “Норникеля” и самого богатого человека в России Владимира ПОТАНИНА (на снимке) за то, что он не заменил давший течь резервуар.
Когда масштабы разлива топлива стали ясны, следователи выступили в среду с сообщением о том, что они задержали нескольких сотрудников, ответственных за резервуар. “Норникель” назвал эту меру излишней. Компания заявила, что емкость с топливом разрушилась по причине таяния вечной мерзлоты и осадки грунта. Если это так, то вся инфраструктура на обширном российском Севере может оказаться в зоне риска по мере таяния почвы.
Компанию “Норникель” уже давно критикуют за недостаточное внимание к проблемам экологии. Небольшие деньги на ремонт емкости могли предотвратить утечку, а сейчас ситуация такова, что под угрозой исчезновения оказались уникальные виды рыб, птиц и млекопитающих, живущих на сибирском полуострове Таймыр. По словам одного источника, попросившего не называть его имя, Путин был очень зол из-за разлива топлива.
Эта авария может подтолкнуть президента к принятию природоохранных законов и норм, работа над которыми уже давно застопорилась. Как сказал источник, эти законы будут напрямую касаться ветшающей энергетической инфраструктуры страны.
Кремлевский пресс-секретарь Дмитрий ПЕСКОВ не откликнулся на просьбу дать комментарий.
Проблемы “Норникеля” с загрязнением окружающей среды уже не впервые наносят удар по репутации России в вопросах экологии. Главные предприятия компании расположены в Норильске, а это один из самых грязных городов страны. Фонд национального благосостояния Норвегии, являющийся самым крупным в мире, еще в 2009 году внес “Норникель” в свой черный список из-за ущерба, который он причинил Таймыру.
Есть две версии причин аварии. “Норникель” и Генеральная прокуратура России говорят, что емкость была повреждена из-за таяния вечной мерзлоты. Следственный комитет заявил, что резервуар, которому 35 лет, был сдан в эксплуатацию после ремонта (“Норникель” говорит, что ремонт был в 2018 году) без необходимых разрешений.
Есть разногласия и в оценке ущерба от разлива топлива. Дизтопливо с места аварии нашли в озере Пясино, которое соединено с Карским морем, и из-за этого в опасности оказалась местная дикая природа, о чем во вторник сообщил Интерфакс со ссылкой на регионального губернатора Александра УССА. В тот же день инвестор “Норникеля” представил презентацию, в которой говорится, что утечку удалось остановить до того, как топливо попало в озеро, и то никакой опасности для Карского моря нет.
Ясно одно. Масштабы разлива нефти беспрецедентны. “Гринпис” сравнивает его с аварией танкера “Эксон Валдиз” на Аляске в 1989 году. По оценке “Норникеля”, для очистки территории понадобится 150 миллионов долларов.
В России, которая занимает первое место в мире по экспорту энергоресурсов, ежегодно происходит как минимум 10 000 разливов нефти, о чем рассказал руководитель энергетической программы российского отделения “Гринпис” Владимир ЧУПРОВ. Чаще всего аварии случаются в огромной трубопроводной системе России, 50% которой исчерпало свой эксплуатационный ресурс, заявил Чупров.
Ситуация становится еще более критической, так как из-за климатических изменений тает вечная мерзлота. А поскольку в зоне вечной мерзлоты находится более половины российской территории, большая опасность по мере таяния грунта грозит расположенным там объектам инфраструктуры.
Однако более строгие нормы и правила, направленные на недопущение утечек нефти и на ликвидацию разливов, застряли в парламенте еще в 2018 году, когда законопроект прошел там первое чтение. Этот закон требует, чтобы компании, имеющие топливохранилища и трубопроводы, разработали планы по сдерживанию утечек и создали финансовые резервы для ликвидации ущерба.
После этой аварии Путин приказал проверить аналогичные емкости по всей России и потребовал как можно быстрее разработать новый закон с учетом современных реалий. На этой неделе премьер-министр Михаил МИШУСТИН снова заговорил о предложенном в 2018 году законопроекте.
Проект закона слишком расплывчат и большого эффекта иметь не будет, говорит директор по консалтингу в сфере государственного регулирования топливно-энергетического комплекса из фирмы VYGON Consulting Дарья КОЗЛОВА.
“Главная проблема в том, что российские компании не мотивированы на изменение ситуации и на вложение средств в предотвращение аварий”, - сказал Чупров из “Гринпис”, который настаивает на том, что срок эксплуатации трубопроводов и инфраструктуры в Арктике надо ограничить 20 годами.
ИноСМИ.ру
Только факты
Изгои Арктики
- Норильск, как и многие другие российские города за Полярным кругом, был построен на вечномерзлом грунте. Российские власти официально признали Норильск самым экологически загрязненным городом в стране. Его построенные еще в советские времена заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу по 2 млн тонн газа; по данным агентства NASA, на этот город с населением всего в 180 тыс. человек приходится 1% мировых выбросов диоксида серы. Средняя продолжительность жизни жителей Норильска на десять лет меньше, чем в Москве, а уровень заболеваемости раком в два раза превышает средний уровень по России. Норильск был зоной экологической катастрофы задолго до того, как вечномерзлый грунт под ним начал таять.
- Почти 60% зданий в Норильске постепенно разрушаются из-за таяния и размягчения вечномерзлого грунта, а 10% зданий уже были признаны непригодными для жизни. В этом смысле Норильск не одинок. Расположенные в арктической зоне другие города, такие как Воркута, Тикси, Магадан и Мурманск, тоже страдают от повреждений объектов инфраструктуры, выраженного сокращения численности населения, экологического загрязнения, отсутствия инвестиций в инфраструктуру и изоляции. В Арктической зоне России ежегодный экономический ущерб от разрушения зданий, причиной которого является таяние вечной мерзлоты, оценивается в $2 млрд.
The National Interest (США), inoСМИ.ru