1122

В Белоруссии - двоебезвластие

Оппозиция устраивает демонстрации перед Александром Лукашенко, а он - перед оппозицией

В Белоруссии - двоебезвластие

В воскресенье противники Александра ЛУКАШЕНКО наглядно продемонстрировали ему, что он так и не взял под контроль ситуацию в столице. Несмотря на обещанные президентом кары и на угрозу Министерства обороны, более 150 тысяч протестующих спокойно заняли центр Минска и прошли по главным улицам города прямо домой к главе государства. Около здания администрации президента целый час разливалось бело-красно-белое людское море: не боясь ОМОНа и полицейских бронеавтомобилей, люди скандировали: “Саша, ты уволен!” Возможно, он их действительно слышал - господин Лукашенко пролетел над протестующими на президентском вертолете.

Первый час люди просто гуляют по площади - практически все в красно-белой символике, многие девушки в одежде с национальным орнаментом. Мирный характер встречи подчеркивают веселые плакаты - настоящая картинная галерея. На одном - уточка, которая кричит “Гаага”, на другом - Лукашенко в образе героя мемов Ждуна с подписью “Ну чего ты ждешь?”, на третьем - просто многозначительная надпись “Оказывается, трус играет в хоккей”.

О “негативном” охотно говорит девушка из толпы. Как и многие белорусы, она уверена, что Александру Лукашенко стали помогать “русские пропагандисты”. “У нас на этой неделе пропаганда стала гораздо изощреннее работать и в телевизоре, и в интернете, - объяс­няет она. - У нас обычно телевизор очень скучно хвалил Лукашенко и ругал оппозицию, все в лоб. А на этой неделе появился креатив. Например, показали сюжет, как Мария Колесникова при­ехала к рабочим и те якобы кричат ей: “Уходи”. На самом деле они кричали: “Лукашенко, уходи”, но телевизионщики перемонтировали. Вот наши до этого никогда бы не додумались, это уже ваши, российские, поработали”.

В 14.38 и на площади, и на другой стороне проспекта Независимости накопилась критическая масса людей. Протестующие начали выходить на дорогу, сначала осторожно, по одному, а потом хлынули, как поток сквозь запруду. Всего за минуту широкий серый проспект стал полностью бело-красным: за флагами и растяжками не видно асфальта. “У-хо-ди! У-хо-ди!” - скандировала толпа. Кто-то придумал новый лозунг и выкрикнул: “Окрестино - спалить!” - и через секунду его кричали уже десятки тысяч.

На проспекте и в переулках вокруг было уже больше 100 тысяч человек - безбрежное людское море. Периодически с одного конца кто-то запускал “волну” - люди кричали, свистели, и этот шум за несколько секунд преодолевал километр - накрывал с головой. При этом все оставались на проспекте. С одной стороны толпа заканчивалась у моста, под которым стояли автозаки, метрах в 20 от них на асфальте сидела девушка в светлой кофте с национальным орнаментом: на плечах бело-красно-белый флаг, в руке букет полевых цветов. “Мама, ну сфотографируй меня поскорее”, - просила она. “Сегодняшний марш должен показать власти, что мы не сдаемся и не сдадимся. И точно не простим ту кровь, которую пролила власть, - рассказала она “КоммерсантЪ”. - Точка невозврата пройдена, и мы не успокоимся, пока власть не выполнит наши требования. Это прежде всего освобождение политзаключенных и смена президента на Светлану Тихановскую”. Но как именно добиться этого, девушка не знает. Она признает, что протест за неделю “чуть-чуть начал выдыхаться, потому что люди устали психологически и эмоционально”.

В этот момент толпа на проспекте двинулась в другую сторону - к той самой стеле, куда армия обещала не допустить протестующих.

Свернув с проспекта Независимости, людской поток разделился на несколько ручейков - по улицам и переулкам пошли колонны в две-три тысячи человек каждая. Они со смехом проходили мимо припаркованных автозаков и армейских грузовиков, многие делали селфи на их фоне. Корреспондент “Ъ” обогнал группу людей, у которых на древках было сразу два флага - оппозиционный бело-красно-белый и “лоялистский” красно-зеленый. “Мы хотим продемонстрировать, что мы один народ, - объяснил лидер колонны. - Действующая власть пытается нас разделить искусственно, а мы хотим показать людям с другой стороны, что дело не в цвете флага. Мы с ними хотим одного и того же - мира и правды”.

Где-то в 16.40 колонны снова сливаются в многотысячную толпу. Люди стоят в парке возле гостиницы “Планета”, через дорогу от них стела - холм, увенчанный высоким каменным обелиском с золотой звездой.

Холм оцеплен - напротив протестующих стоят вперемешку военные в зеленой форме и омоновцы в темно-синей.

Их лица скрыты черными балаклавами, на головах шлемы, в руках оружие. Они буквально прижались плечом к плечу. Дальше по периметру уже только зеленые силовики, еще дальше редкой цепью встали солдаты-срочники с одними дубинками, у них на лицах простые зеленые “ковидные” маски. Перед цепью силовиков размотана колючая проволока, позади них “коробочками” стоят отряды из 20-30 омоновцев. В 16.50 к колючей проволоке подошли первые протестующие.

- Кладите оружие! Перед вами миллион человек, вы всех не перестреляете, - выкрикнул мужчина. - Вы присягу нам давали! Народу! Клади оружие, я тебе говорю!

- Не провоцируйте! - тут же раздался женский голос. - Просто посмотрите внимательно им в глаза! Мирно смотрим им в глаза!

Но ее голос потонул, заглушенный скандированием: “Убийцы!” Все больше и больше людей переходили к оцеплению и присоединялись к скандированию. Напряжение росло. И тут появилась Мария КОЛЕСНИКОВА в черной кожанке, красном шарфе и с алой розой в руках. На нее с надеждой смотрели и солдаты, и протестующие. Она обратилась к последним.

- Пожалуйста, давайте отойдем от оцепления, - спокойно и уверенно сказала Колесникова. - Пожалуйста, не подходите к стеле. Не совершайте провокаций и сохраняйте спокойствие. Наша безопасность и жизнь - это самая главная ценность.

Люди еще колебались, и тогда Марию Колесникову поддержала член координационного совета Ольга КОВАЛЬКОВА. “Пожалуйста, не ведитесь на провокации, - звонко выкрикнула она. - У нас мирное мероприятие!”

Протестующие послушались и отошли обратно к парку.

Следующий час парк у гостиницы напоминал музыкальный фестиваль под открытым небом. Десятки тысяч человек размахивали бело-красно-белыми флагами, хором подпевали Цою, который постоянно звучал из сотен переносных колонок. И, конечно, скандировали все то же: “Уходи”, “Убийцы”, “Трибунал”.

К 18.00 люди снова пошли к оцеплению - и никакие политики их не смогли бы остановить, даже если бы захотели. Десятки тысяч человек обходили силовиков по периметру, наглядно демонстрируя соотношение сил. Люди, не боясь, вели мимо колючей проволоки детей и даже катили коляски. Там, где военные и ОМОН были с оружием, протестующие вели себя скорее агрессивно, выкрикивали: “В кого ты стрелять собрался?”, “Сколько тебе заплатят за каждого убитого?”, “Здесь твоя мать в толпе - ты ее тоже застрелишь?”

Седой мужчина в военно-морской форме пытался говорить более мирно: “Я тоже давал присягу, я служил народу. Мы с вами военные, мы понимаем друг друга. Я бы не стал стрелять в своих людей. Армия создана, чтобы давать отпор внешнему врагу, оставьте политику политикам...” Из-за балаклав невозможно было угадать, о чем думают люди с оружием. Впрочем, они стояли твердо, глаза не отводили и смотрели прямо в лица людей.

Обогнув холм со стелой, протестующие шли дальше по проспекту Победителей. До резиденции президента оставалось около километра, но уже были видны тревожные красно-синие вспышки - мигалки на милицейской технике. Подход к зданию был перекрыт не в пример серьезнее, чем стела: несколько темно-синих бронеавтомобилей, похожих больше на бульдозеры, между ними - раскладные решетки в два человеческих роста и, разумеется, строй ОМОНа со щитами. “Это они нас били! Ублюдки!” - закричал кто-то в толпе. Но люди были настроены миролюбиво и ограничились все теми же селфи на фоне стены ОМОНа.

Где-то полчаса протестующие стояли у президентского дворца и скандировали: “А Саша выйдет?” Потом им это надоело, и они начали постепенно расходиться, выкрикивая напоследок: “Мы здесь власть!” и “Мы придем еще”. Десятки тысяч людей растянулись по проспекту Победителей, скандируя “У-хо-ди!”, когда над ними в сторону резиденции пролетел вертолет. За секунду толпа сочинила новую кричалку: “У-ле-тай!”

Уже позже государственное телевидение подтвердило, что в вертолете действительно был Александр Лукашенко. В бронежилете и с автоматом он поблагодарил охранников дворца и сказал, что протестующие, “как крысы, разбежались”. Пресс-секретарь президента Наталья ЭЙСМОНТ заявила, что митингующие пытались пойти на штурм, “но им не хватило смелости”, они развернулись и побежали. Судя по всему, президент и его помощница - единственные люди в стране, кто так думает.

“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть