792

По третьему кругу

Каким опытом Москва может поделиться с Минском в контексте изменения Конституции

По третьему кругу
Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ есть что посоветовать главе Белоруссии Александру ЛУКАШЕНКО.

Президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО объявил, что в стране началась работа над третьим вариантом Конституции - ее проект вынесут на общественное обсуждение. Он заявил, что над изменениями в Основной закон работают специалисты и судьи Конституционного суда. Кроме того, по мнению Лукашенко, в стране нужно выстроить систему, которая не была бы завязана на президенте. Впрочем, это было сказано в контексте изменения работы судов. Лукашенко в ближайшие несколько недель ждут в Москве.

Накануне “КоммерсантЪ FM” поинтересовался у пресс-секретаря главы российского государства, каким опытом Москва может поделиться с Минском в контексте изменения Конституции, учитывая общероссийское голосование по поправкам. Пресс-секретарь президента РФ Владимира ПУТИНА Дмитрий ПЕСКОВ сообщил, что суть должны определять белорусы, но в целом Кремль готов помочь Лукашенко советом:

“В данном случае мы не сомневаемся, что необходимая компетенция есть и у белорусского руководства, и у различных экспертов, которые могут быть привлечены к этой работе. Мы не сомневаемся, что у них у самих есть такие компетенции. Кроме того, насколько мне известно, каких-либо обращений белорусской стороны не было, и, конечно, в данном случае никто не хочет и не может навязывать какие-то услуги без соответствующего обращения наших белорусских коллег и союзников. Тем не менее почему же не делиться опытом, тем более что действительно опыт свежий, достаточно богатый и экспертный, о чем, собственно, говорят результаты голосования. Технологии голосования - это вторично.

Первична суть поправок в Конституцию, которые отвечают требованиям времени, суверенным особенностям государства.

Главное - это уровень поддержки населения. Этот путь сложный, он может быть более или менее растянут по времени, но это, безу­словно, очень сложная экспертная работа, и, конечно, она имеет свои особенности для каждой страны. Суть поправок определяется Белоруссией, потому что это ее конституция, здесь Россия не имеет права никак вмешиваться”.

В Кремле считают, что ситуация в Белоруссии под контролем. По словам Дмитрия Пескова, власти и правоохранители не допускают провокаций на акциях протеста. Также пресс-секретарь президента отметил, что сейчас речи об использовании в Белоруссии сформированного Россией резерва силовиков не идет.

Самая удачная для Москвы роль в происходящем в рес­публике была бы в качестве наблюдателя за конституционной реформой, считает белорусский политолог Дмитрий БОЛКУНЕЦ:

“Александру Лукашенко предложить особо нечего. Он, скорее всего, едет за поддержкой моральной и, конечно, финансовой. И важно понимать, что политический кризис, который разразился в Белоруссии, не может быть разрешен без ухода Александра Лукашенко из белорусской политики.

Поэтому я думаю, что он едет еще и за гарантиями, потому что Москва - единственная, наверное, точка на планете, которая может дать пожизненные гарантии безопасности ему и членам его семьи.

Кандидат в президенты на прошедших 9 августа выборах Светлана ТИХАНОВСКАЯ собирается в ООН и в ПАСЕ на международные площадки. В рамках этого Россия займет нейтрально наблюдательную позицию. Конечно, при возможности и желании Москва будет помогать, в том числе финансировать долги и так далее. Россия могла бы сыграть посредническую миссию в конституционной реформе в Белоруссии. Мне кажется, что это было бы очень разумно, учитывая, что Россия заинтересована как никто другой в скорейшей стабилизации политической обстановки в соседнем государстве”.

Встреча с Путиным важна для Лукашенко как сам факт, ведь это позволит ему убедить свое окружение, что у него есть поддержка Москвы, говорит заместитель главного редактора Московского центра Карнеги Максим САМОРУКОВ: “Все сразу, наверное, подумали про всякие дорожные карты, интеграцию и прочее. Я думаю, что об этом речь вести рано, потому что если сейчас вдруг Лукашенко что-то подпишет, то это может вызвать новую волну протестов. Людям покажется, что он сдает белорусский суверенитет, независимость и прочее, что может стать новым триггером для массовых протестных движений. Поэтому сейчас они вряд ли будут что-то подписывать. К тому же сам Лукашенко пока еще не очень крепко сидит в своем президентском кресле. И подписывать с ним какие-то интеграционные карты особо не имеет смысла. Все это потом может обнулиться. Поэтому я думаю, что тут самому Лукашенко нужно показать, прежде всего собственному госаппарату, что за ним стоят практически неограниченные финансовые и силовые ресурсы Кремля. Ему нужно подать четкий сигнал тем, кто в белорусском госаппарате или силовых структурах сомневается в том, насколько Лукашенко крепко сидит.

Он хочет дать ясный, четкий однозначный сигнал - смотрите, меня принимают в Кремле, это значит, что Москва готова меня поддерживать и, если понадобится, готова использовать свои ресурсы - хоть силовые, хоть финансовые - для того, чтобы меня вытащить из любой передряги.

Любые контакты, по крайней мере со странами Запада, идут через Москву. Когда МЕРКЕЛЬ (Ангела, канцлер Германии. - Ред.) звонила Лукашенко, трубку никто не взял, Белоруссия разговаривала только с Кремлем, и Меркель пришлось просить Путина передать Александру Григорьевичу то, что она хотела сказать. Я не думаю, что это Лукашенко на всех обиделся. Скорее всего, в Кремле ему прозрачно намекнули, что, по крайней мере временно, ему стоит прекратить внешнеполитическую активность на западном направлении. И уже само по себе это является большим достижением для Москвы, которая, конечно, этому рада: чем меньше у Белоруссии контактов с другими странами, тем лучше для Кремля”.

31 августа Латвия, Эстония и Литва объявили Александра Лукашенко персоной нон грата. Белорусскому президенту, его сыну, а также еще 28 чиновниками страны запретили въезд в Прибалтику. В санкционный список попали представители администрации президента Белоруссии, Центр­избиркома, КГБ и других ведомств, преимущественно силовых. Министерства иностранных дел трех государств заявили, что люди, против которых применили ограничения, “своими личными действиями организовывали фальсификации на президентских выборах и поддерживали насильственное подавление мирных протестов”. Хотя такие меры и кажутся жесткими, на самом деле это лишь декларативный шаг, и ждать более суровых санкций, например экономических, не стоит, уверен доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл КОКТЫШ:

“Этот шаг гораздо менее масш­табен, нежели санкции, которые вводились против Лукашенко и его администрации в прошлом, когда под ограничения попали до 300 человек, включая, разумеется, персонально президента. То есть это на самом деле не обязывает абсолютно ни к чему, посольства остаются на месте, дипломаты работают, пытаются блюсти национальные интересы стран Прибалтики в Белоруссии. Так что тут предпринимается небольшой символический шаг, который в отношении прибалтийских стран снимет вопросы со стороны Евросоюза, США, если речь зайдет о необходимости каких-то действий и реакций. Прибалтика уже отстрелялась. Она свои санкции ввела. Вопрос закрыт, и дальше начинается нормальная повседневная работа”.

“КоммерсантЪ”

Вместо P.S. Глава МИД Литвы Линас ЛИНКЯВИЧЮС заявил, что введенные странами Балтии персональные санкции против белорусских чиновников лишь первый шаг.


А тем временем

В форме партии

Член президиума Координационного совета оппозиции Беларуси Мария КОЛЕСНИКОВА и другие члены штаба незарегистрированного кандидата в президенты страны Виктора БАБАРИКО заявили о создании политической партии “Вместе”.

“Мы понимаем, что пришло время объявить о продолжении нашей борьбы, но уже с наличием какой-то организационной формы, в которую мы могли бы объединить всех сторонников”, - говорится в их обращении, опубликованном на YouTube.

Бабарико назвал основными целями партии проведение конституционной реформы, совершенствование экономики и возможность для людей проявлять гражданскую инициативу.

Документы для регистрации партии подадут в ближайшее время.

Tvrain.ru

Поделиться
Класснуть