2162

Лукашенко берут на порт

Москва предложила Минску союзную логистику

Лукашенко берут на порт
Премьер-министра РФ Михаила МИШУСТИНА отправили на разведку к президенту Белоруссии Александру ЛУКАШЕНКО.

Одним из немногих публичных экономических вопросов визита в охваченную протестами Белоруссию российского премьера Михаила МИШУСТИНА стало обсуждение разворота экспорта нефтепродуктов из страны на российские порты. Эта идея существует не первый год, теперь в правительстве РФ обещают начать ее “прорабатывать”. Но источники российской газеты “КоммерсантЪ” настроены пока скептически. Железнодорожная доставка в порты нефтепродуктов невыгодна Белоруссии даже с учетом скидок. А создание нового трубопроводного маршрута требует гарантий надежности договоренностей с Минском, в чем на рынке сомневаются.

Правительство РФ начнет проработку вопроса о перенаправлении поставок белорусских нефтепродуктов на экспорт через Россию, заявил министр энергетики Александр НОВАК по итогам переговоров премьеров двух стран. “У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты”, - заверил он.

Стороны обсуждали также долг Белоруссии за газ, превышающий $200 млн, и условия поставок нефти на 2021 год, однако о достижении договоренностей объявлено не было.

Визит делегации во главе с премьером Михаилом Мишустиным в Минск на фоне обострения политической обстановки в Белоруссии в правительстве РФ называют “плановым” - он готовился не один месяц.

Последний раз в широком правительственном составе российско-белорусская интеграция обсуж­далась в конце 2019-го - начале 2020 года. С тех пор сменилось правительство России, а затем и Белоруссии.

Переговоры в Минске можно разделить на две части. Первая - встреча господина Мишустина с главой Белоруссии, продлившаяся почти два часа, вторая - переговоры российской делегации и нового правительства Белоруссии во главе с Романом ГОЛОВЧЕНКО.

Вторая часть, по данным “Ъ”, не имела бы смысла без успеха первой части - президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО и Михаил Мишустин должны были договориться по ключевым проблемам российско-белорусских отношений, которые тормозили в 2019-2020 годах все остальные возможные решения по плану интеграции двух экономик. Точный список этих проблем никогда не был известен, источники “Ъ” говорят, что один из самых острых вопросов - долги за российский газ, статус которых Белоруссия ставила под сомнение, были и спорные вопросы по финансовой схеме работы БелАЭС. Исходя из заявлений российского и белорусского министерств энергетики по итогам второй части переговоров, по крайней мере сейчас, газовая проблема признана белорусской стороной и будет решаться.

Россия же со своей стороны впервые публично проявила интерес к реализации угрозы Александра Лукашенко повернуть белорусские экспортные грузопотоки из Прибалтики в РФ.

Такой шаг должен стать ответом на введенные Литвой, Латвией и Эстонией санкции против 30 белорусских должностных лиц, в том числе самого господина Лукашенко.

Белоруссия экспортирует 10,5 млн тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 млн тонн - через порты Прибалтики на мировые рынки, еще 3-3,5 млн тонн - на Украину. Перенаправление потоков из Прибалтики в Россию обсуждается не один год, однако в целом этот вариант был менее привлекателен для Белоруссии, так как расстояние железнодорожной перевозки от основных белорусских НПЗ до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды или Вентспилса.

В 2015 году обсуждалось строительство продуктопровода из Белоруссии в Усть-Лугу, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов.

Один из собеседников “Ъ” напоминает, что еще несколько месяцев назад власти Белоруссии прорабатывали де-факто противоположный сценарий, который предполагал сокращение закупок российской нефти и получение сырья через порты Прибалтики.

Железнодорожные перевозки доступны уже сейчас. С 2016 года у ОАО РЖД действует скидка 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты северо-запада. Она будет действовать до 2025 года. Однако скидка так и не принесла существенных дополнительных объемов, поскольку с учетом железнодорожного тарифа и стоимости перевалки белорусским грузоотправителям выходило дешевле продолжать использовать прибалтийские порты.

Источники “Ъ” в нефтяной отрасли пока считают идею перенаправления поставок в порты РФ исключительно политической: “У белорусских НПЗ есть фундаментальная проблема - непрерывный до 2024 года рост стоимости российской нефти из-за налогового маневра. В результате маржа белорусской переработки и так сократится, а теперь предлагается еще и увеличить стоимость логистики. Это возможно только в том случае, если Россия как-то это компенсирует”.

В 2019 году российские власти предлагали Белоруссии в рамках концепции углубления интеграции перейти на единую налоговую систему, что решило бы проблему местной нефтепереработки - она, как и российские НПЗ, получила бы из бюджета обратный акциз на нефть.

Несмотря на отсутствие конкретики и массу спорных моментов, в российском правительстве в целом оценивают переговоры в Минске как успешные. Что, впрочем, неудивительно: в текущей политической ситуации Александр Лукашенко вряд ли мог бы занимать жесткую позицию в переговорах. Ни одно заявление российской стороны по итогам переговоров не звучало как признак увеличения субсидирования отраслей белорусской экономики.

Ряд источников “Ъ” объясняют отсутствие деталей в публичных заявлениях тем, что договоренности решено пока не разглашать: предполагается, что о них будет объявлено только во время визита господина Лукашенко в Мос­кву. Когда он состоится - точно неизвестно, пресс-секретарь Владимира ПУТИНА Дмитрий ПЕСКОВ дату не называет, неофициально собеседники “Ъ” говорят о 14 сентября.

“КоммерсантЪ”

Кстати

Учения по плану

Вчера американские войска и танки начали прибывать в Литву для проведения заранее запланированных военных учений.

Литва уверяет, что учения носят оборонительный характер и не направлены против ее соседей, в том числе Белорусии. Однако войска США прибудут раньше и останутся дольше, чем анонсировало правительство ранее, до начала протестов, Белоруссии. Развертывание в Литве продлится до ноября, включает 500 американских военнослужащих и 40 транспортных средств, таких как танки Abrams и бронетранспортеры Bradley.

В дополнение к войскам США 14-25 сентября в ежегодных учениях примут участие до 1000 военнослужащих и военных самолетов из Франции, Италии, Германии, Польши и других стран.

“Европейская правда”

Поделиться
Класснуть