1146

Заклятый друг

Турция хочет потеснить Россию на Южном Кавказе?

Заклятый друг

“Турция разрушает региональный баланс. Турция хочет получить право слова. Турция сама себя выталкивает из региона”. Это все фразы аналитиков, которые силятся понять, чего хочет добиться Турция, активно поддержав Азербайджан в новой карабахской войне.

Руководители Турции и Азербайджана повторяют, что эта поддержка прежде всего просто помощь братской стране, отношения с которой уже давно строятся по формуле “один народ, два государства” (bir millet, iki devlet).

Но есть ли у президента Турции Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА собственные стратегические цели в регионе? Хочет ли он, например, потеснить Россию или даже столкнуть ее с пьедестала главного внешнего игрока и арбитра на Южном Кавказе?

“Нет. Таких намерений у Эрдогана нет, - решительно отвечает на этот вопрос политический обозреватель влиятельной турецкой газеты Hürriyet Серкан ДЕМИРТАШ. - Турция и Россия прекрасно знают друг друга, они уже столкнулись на других театрах: в Сирии и Ливии, но они научились иметь дело друг с другом и со сложными проблемами, и Южный Кавказ тут, по-моему, ничем не отличается”.

Сама Россия пока не выказывает беспокойства. Президент России Владимир ПУТИН в конце октября, почти через месяц войны между поддержанным Турцией Азербайджаном и главной союзницей России в регионе Арменией, сказал, что Эрдоган для него партнер, с которым “не просто надежно, но и приятно работается”, и экивоками объяснил, что он ценит в Эрдогане его независимость от США.

“Российско-турецкие отношения - удивительный феномен, который достоин глубокого изу­чения специалистами. В некотором смысле это прообраз того, как будут строиться отношения в мире дальше, если вспомнить начало нашего разговора о том, куда движется мир. Мир, видимо, движется в том числе и к такой форме международной дипломатии. Не Минский формат и даже не Астанинская группа, а лицом к лицу, и давай торговаться, используя все инструменты, включая силовые”, - рассуждал в интервью российской “Бизнес-газете” глава российского неправительственного Совета по внешней и оборонной политике Федор ЛУКЬЯНОВ.

Тем временем армянский политолог, глава Института Кавказа в Ереване Александр ИСКАНДАРЯН полагает, что программа-максимум Турции - стать одной из тех стран, которые принимают решения о судьбах Южного Кавказа.

“Сделать так, чтобы Баку со всеми проблемами обращался не в Москву или Европу, а только, или почти только, в Анкару, и чтобы Армения этому не могла препятствовать, - излагает свое видение планов Турции Искандарян, - а Грузия была бы зажата между азербайд­жанскими и турецкими интересами и экономически от этих интересов зависела”.

Многие аналитики предполагают, что Москва внешне благодушно относится к тому, что Турция открыто поддерживает одну сторону в карабахском конфликте до тех пор, пока не замаячит перспектива окончательного решения этого конфликта - в пользу Азербайджана.

“Россия больше всего заинтересована не в решении карабахского вопроса, а в продолжении зависимости и Азербайджана, и Армении от Москвы”, - полагает живущий в Москве турецкий политолог Керим ХАС.

Он уверен, что единственная внешняя сила, которая может помочь по-настоящему решить проблему Нагорного Карабаха, - это как раз Турция, но только не нынешняя, а Турция будущего, Турция, которая решит свои внутренние проблемы с демократией и, например, с курдами.

По мнению Хаса, Турция Эрдогана “сама выталкивает себя из региона”, уничтожая шансы на нормальные отношения с Арменией, тогда как следовало бы эти отношения попытаться наладить, дать Армении физический выход на Запад через Турцию, ослабить ее зависимость от России и уже затем договариваться о Карабахе.

В 2008-2009 годах Турция и Армения предприняли такую попытку: сначала президенты Абдулла ГЮЛЬ (союзник Эрдогана) и Серж САРГСЯН дважды встретились на матчах футбольных сборных, а затем, в октябре 2009-го, министры иностранных дел Ахмет ДАВУТОГЛУ и Эдвард НАЛБАНДЯН подписали так называемые Цюрихские протоколы - документы о намерениях установить дипломатические отношения и развивать нормальные связи между двумя странами.

Но протоколы так и остались на бумаге. Отношения с Арменией остаются на нуле, но в целом в Закавказье Турция присутствует давно и прочно. И для Азербайджана, и для Грузии она наряду с Россией один из главных внешнеторговых партнеров. Что касается политической поддержки Азербайджана, то Турция все постсоветские годы поддерживала его в карабахском конфликте, напоминает Серкан Демирташ.

Турция в начале 1990-х закрыла границу с Арменией из-за Карабахского конфликта (и она до сих пор не открыта), не установила с ней дипломатические отношения, хотя и признала новое армянское государство, а также защитила - угрозой вмешательства - Нахичеванскую автономию, азербайджанский эксклав между Арменией, Ираном и Турцией.

“В сфере обороны и безопасности мы видим, как Турция в последние годы помогла азербайд­жанской армии улучшить ее возможности. Поэтому мы называем сотрудничество Турции и Азербайджана в последние десять лет стратегическим”, - заключает турецкий обозреватель.

Александр Искандарян тоже отмечает, что именно Турция активизировала это сотрудничество именно в последние годы. “Примерно до 2016-2017 годов Турция, конечно, имела влияние в регионе, но это была не очень политика, это была статика: отношения Турции со странами региона были довольно статичны”, - говорит армянский эксперт.

Но в последние годы Турция начала попытки играть активную роль во всех окружающих ее регионах, рассуждает Искандарян, и в том числе в Закавказье. Получится ли у нее расширить влияние, зависит, как говорит армянский эксперт, от исхода новой войны и от того, как поведет себя Россия.

“Программа-минимум Турции - войти в качестве сопредседателя в Минский процесс, то есть получить кресло в том месте, где обсуждается карабахский конфликт”, - считает Искандарян. Он полагает, что это у Турции уже не получилось, потому что в заявлении о самой первой из трех сорванных попыток перемирия, в том документе, что подписали в Москве министры иностранных дел Армении и Азербайджана, говорилось о “неизменности переговорного формата” в рамках Минской группы ОБСЕ.

Эта группа уже 28 лет занимается бесплодными попытками урегулировать карабахский конфликт. Турция входит в группу, но на правах рядового члена, ее же сопредседателями являются Россия, Франция и США.

Турция и Азербайджан, судя по публичным заявлениям, совсем не считают, что разговоры о том, как решить карабахскую проблему, неизбежно придется вести все в той же Минской группе и в том же формате. Президент Азербайджана постоянно повторяет, что Минская группа ничего не добилась, что Азербайджан теперь силой меняет исходные переговорные позиции, а в будущих переговорах обязательно должна участвовать Турция.

Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что у Турции в карабахском вопросе есть как минимум такое же право голоса, как и у России. Каким может быть новый переговорный формат, будет ли он вообще - пока предмет гаданий. Пока идет война.

Армения во всяком случае заявляет, что Турция решительно не годится на роль посредника в переговорах, потому что открыто поддерживает одну сторону в конфликте. “Эрдоган, конечно, проявил себя в очередной раз политиком бесстрашным и авантюрным, но достаточно эффективным. Если он действительно добьется вхождения Турции в формат карабахских переговоров, это станет для него будь здоров каким успехом. Другой вопрос, что прыгает он уже давно сильно выше головы, бесконечно так не будет”, - рассуждает Федор Лукьянов.

bbc.com

Поделиться
Класснуть