953

Миротворцы путей сообщения

Власти России, Азербайджана и Армении пытаются договориться о восстановлении конфликтного региона

Миротворцы путей сообщения

В Москве состоялась встреча вице-премьеров России, Азербайджана и Армении, согласовавших механизм разблокирования транспортной инфраструктуры в Нагорном Карабахе и регионе в целом. Встреча совпала с началом работы в Агдамском районе Азербайджана российско-турецкого центра по контролю за перемирием в Карабахе. Открытие центра приветствовали президенты РФ и Азербайджана Владимир ПУТИН и Ильхам АЛИЕВ. Зато у многих в Армении появление в регионе турецких военных, как и бездействие Еревана в вопросе возвращения пленных, вызывает острое негодование: оппозиция обвиняет премьер-министра Никола ПАШИНЯНА в сговоре с Баку и Анкарой и с удвоенной энергией требует его отставки.

Первое заседание трехсторонней рабочей группы под председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении было посвящено сугубо транс­портным вопросам. Проблемы политического урегулирования и обеспечения безопасности были вынесены за скобки, чтобы не накалять страсти, а заявления сторон были крайне осторожными.

- Пока ничего нельзя сказать, мы встречаемся в первый раз. Как пойдет, так пойдет, - признался накануне переговоров вице-премьер РФ Алексей ОВЕРЧУК, напомнив, что создание рабочей группы стало результатом договоренностей лидеров трех стран на переговорах в Москве, прошедших 11 января.

Бенефициарами восстановления транспортного сообщения в Закавказье должны стать не только страны - участницы переговоров, но и соседние государства: Грузия, Турция, Иран.

Однако загвоздка в том, что существует несколько альтернативных сценариев запуска железнодорожного и автомобильного сообщения, которые для каждой из сторон включают определенные плюсы и минусы, экономическую выгоду и политические риски, а также проблемы безопасности.

- С советских времен есть два входа с территории Азербайджана на территорию Армении, - напомнил газете “КоммерсантЪ” эксперт международного клуба “Валдай” Фархад МАММАДОВ. - Они оба позволяют обеспечить сообщение с Нахичеванью и Турцией, что нужно Азербайджану. Северный маршрут идет через Иджеван и Ереван, а южный - через Зангилан.

- Армяне наверняка захотят, чтобы Баку использовал северный путь. Азербайджану, в свою очередь, предпочтительнее южный путь, который пройдет по освобожденной территории, пересекая небольшой участок Армении. Это позволит обеспечить безопасность, - продолжает Фархад Маммадов.

В свою очередь армянский экс­перт по логистике Норайр ГЕВОРГЯН подтвердил “Ъ”, что Еревану более выгоден северный маршрут, восстановить который будет намного легче: большая часть пути находится в рабочем состоянии. Что же касается открытия автомобильных маршрутов, то они, по словам господина Геворгяна, не нужны Еревану. “Автотранс­портное сообщение через Азербайджан нерентабельно, - говорит Норайр Геворгян, - потому что дорога в Россию получается на 900 км длиннее, чем через Грузию”.

- Сложная работа, есть много вопросов, которые должны быть проанализированы и отрегулированы, но считаю решение возможным, - подтвердил накануне встречи в Москве один из сопредседателей трехсторонней комиссии армянский вице-премьер Мгер ГРИГОРЯН.

В сообщении, размещенном на сайте российского правительства, отмечается, что работа трехсторонней группы направлена на реализацию пункта 9 заявления лидеров трех государств от 9 ноября 2020 года, а также пунктов 2, 3, 4 их заявления от 11 января 2021 года.

Итогом первого заседания стала договоренность создать эксперт­ные подгруппы по железнодорожным, автомобильным и комбинированным перевозкам, вопросам обеспечения перевозок, включая их безопасность, пограничный, таможенный, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля.

“Стороны договорились до 2 февраля 2021 года завершить формирование экспертных подгрупп и до 5 февраля 2021 года провести их первые заседания”, - говорится в сообщении российского правительства.

Учитывая, что работа по решению вопросов восстановления и развития транспортной инфраструктуры в регионе начнется уже в первую неделю февраля, главную интригу составляет вопрос о том, как отнесется к этому армянская оппозиция, изначально встретившая идею таких переговоров в штыки.

Так, вице-председатель Республиканской партии Армен АШОТЯН счел странным создание трехсторонней рабочей группы по вопросу разблокирования коммуникаций, в то время как не создана аналогичная комиссия по вопросу военнопленных. “Либо Пашинян изначально не придал важности этому вопросу, либо не в состоянии решить проблему. Его необходимо отстранить от власти”, - за­явил Армен Ашотян.

А лидер армянской оппозиции Вазген МАНУКЯН накануне переговоров вице-премьеров в Москве заявил, что, если отстранить премьер-министра страны Никола Пашиняна конституционным путем не удастся, необходимо будет “устроить восстание”.

Между тем еще одной неприятной новостью для армянской оппозиции стало состоявшееся в минувшую субботу открытие вблизи населенного пункта Киямаддинли в Агдамском районе Азербайджана совместного российско-турецкого центра по конт­ролю за прекращением огня в зоне карабахского конфликта.

Напомним, что в заявлении лидеров трех государств от 9 ноября прошлого года, ставшем отправной точкой возвращения к миру, никакого упоминания о российско-турецком центре по контролю за прекращением огня не было. Меморандум о его создании был подписан спустя два дня, 11 нояб­ря, по итогам переговоров министров обороны России и Турции Сергея ШОЙГУ и Хулуси АКАРА. При этом вопрос о том, где должен находиться и как будет строить свою работу российско-турецкий центр, вызвал острейшие разногласия и потребовал непростых переговоров.

- В Армении любая активность Анкары в регионе воспринимается как минимум настороженно, а в большинстве случаев - как угроза. Само формирование центра - это попытка по итогам послевоенного дипломатического торга между Москвой и Анкарой оформить фактическое участие Турции в конфликте и расширение ее влияния в регионе, - заявил “Ъ” армянский военный эксперт Давид АРУТЮНОВ.

По его мнению, в случае возникновения разногласий между российскими и турецкими военными это может иметь “негативные последствия для армянской стороны”.

В то время как Ереван изначально выступал против любого прихода турецких военных в регион, Анкара пыталась продавить вариант, который позволил бы сделать легитимным их присутствие в Карабахе.

В итоге Турция сумела узаконить свое военное присутствие в зоне конфликта, но не в самом Карабахе и не на территории прилегающих к нему районов, которые перешли под контроль Баку после окончания боевых действий.

Российско-турецкий мониторинговый центр разместился в той части Агдамского района, которая была под контролем Азербайджана еще до прошлогодней войны. Российские военные, которые будут принимать участие в его работе, прибыли в населенный пункт Киямаддинли из Степанакерта.

В заявлении Минобороны РФ отмечается, что личный состав российско-турецкого центра будет представлен на паритетной основе - до 60 военнослужащих от каждой стороны. Его командный штаб также формируется на паритетной основе. Принципиально важный момент состоит в том, что центр имеет прямые линии связи с органами военного управления сторон конфликта и штабом российского миротворческого контингента.

Как заявил “Ъ” азербайджанский политолог Ильгар Велизаде, диалоговый механизм, созданный между Москвой и Анкарой, поможет разрешить спорные вопросы.

kommersant.ru

Поделиться
Класснуть