689

Проверка вакциной

В результате пандемии COVID-19 и вакцинной гонки между разными странами установился новый баланс сил

Проверка вакциной

Появление вакцин против COVID-19 усугубляет соперничество между мировыми державами. Несмотря на призыв Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к многостороннему подходу для “справедливого” распространения вакцины по всему миру, разные страны в первую очередь преследуют собственные интересы. Этого достаточно, чтобы некоторые державы начали использовать их для развития своей дипломатии.

Специалист по геополитике и директор (Института международных и стратегических отношений) “ИРИС” Паскаль БОНИФАС разъяснил французской газете соотношение сил, сложившееся на фоне пандемии коронавируса.

- Справиться с этим глобальным кризисом в области здравоохранения нужно было бы при помощи многостороннего подхода. На деле же все обстоит иначе. Как это можно объяс­нить?

- В своем протоколе “Ковакс” (Covax) ВОЗ призвала страны обеспечить доступность вакцин в разностороннем порядке. Однако в условиях кризиса и давления со стороны общественного мнения некоторые страны предпочитают решать проблему в национальных масштабах, предоставляя вакцины в первую очередь своему населению.

Государство играет доминирующую роль в этом кризисе здравоохранения, потому что именно оно способно оптимальным образом организовать распределение вакцин у себя. Оно столкнулось с очень сильным давлением со стороны общественного мнения, чья роль, впрочем, сопоставима по масштабам вне зависимости от политической системы. Надежды на многостороннее сотрудничество в тех случаях, когда в первую очередь следует позаботиться о медицинском персонале и людях в зоне наибольшего риска во всем мире, на самом деле уже не существует. Шла речь о вакцине, появление которой понималось как “общее благо”. Однако западные страны скупили 90% доз двух американских вакцин. И это неизбежно отразится на южных странах и вызовет там негодование.

- Стало быть, здесь каждая страна играет за себя?

- Во всех странах существует запрос на то, чтобы в первую очередь обслуживать интересы собственного населения. С точки зрения глав государств, показателем популярности будет то, насколько быстро и качественно произойдет выход из этого кризиса. Поэтому государственные интересы, разумеется, в первую очередь. Несмотря ни на что, каждый ведет вакцинную дипломатию из соображений престижа, а также решая попутно финансовые вопросы.

- Китай и Индия, похоже, извлекают выгоду из этой ситуации…

- Эти страны конкурируют в своем регионе, занимаясь вакцинной дипломатией. Китай обладает существенным производственным потенциалом и стремится к присутствию в развивающихся странах для укрепления своего влияния. Мы видим, что, скажем так, не слишком богатая страна Куба прекрасно с этим справилась и произвела что-то вполне действенное. Израиль тоже выделяется своим эффективным подходом к вакцинации после начала кампании.

Но наиболее впечатляющую победу одержала Россия. На данный момент она одержала победу в гео­политическом противостоянии. Раздавалось множество насмешек, после того как ПУТИН (Владимир, президент РФ.- Ред.) представил свою вакцину. Ее название “Спутник” напомнило миру Советский Союз и его напыщенные стратегии. Однако вакцина работает.

На сегодняшний день существует одна страна, где сняты ограничения и при этом вакцина идет на экспорт, и это Россия. Там можно ходить в рестораны, на дискотеки, в бары. И эту вакцину “Спутник” российские власти собираются экспортировать за пределы традиционной территории влияния бывшего Советского Союза за $25 млрд в этом году.

- Достаточно ли этого на данный момент, чтобы восстановить имидж России на международной арене?

- Дела НАВАЛЬНОГО (Алексей, арестованный российский оппозиционер. - Ред.) это не отменяет. Фактически страны, желающие получить российскую вакцину, не будут задаваться вопросом, произведена она в демократической или в авторитарной стране. Их будет интересовать вопрос ее эффективности. На данный момент, как представляется, это работает. Это не реабилитирует имидж России в полной мере, но отчасти - да. А для Путина это успех как внутриполитический, так и международный.

- Почему пандемия оказалась таким потрясением для западных стран?

- В течение долгого времени Запад пользовался квазимонополией в сфере вакцин. Жители Запада пострадали во время кризиса с точки зрения здравоохранения. Они считали, возможно слишком поспешно, что подобная эпидемия может произойти только в Африке или Азии, а западный мир от нее застрахован. Они жестоко разочаровались, узнав, что это не так. И в результате это не мы отправляем вакцины в Россию, а нам придется закупать ее у русских.

- Может ли Европейский союз (ЕС), подвергшийся критике в связи с организацией вакцинации, несмотря ни на что, укрепить свои позиции по окончании этого кризиса?

- ЕС же среагировал на экономические последствия, разработав свой план восстановления. Антиевропейские настроения снизились, что очевидно на примере Италии, где известный евроскептик Маттео САЛЬВИНИ (один из лидеров “Лиги Севера”. - Ред.) поддерживает Марио Драги (с 13 февраля глава итальянского правительства. - Ред.).

Что же касается вакцинации, то процесс не ускоряется, и это негативно скажется на имидже Европы. Мы обеспечили за собой право на дозы, которые еще должны быть поставлены и довольно быстро распространены, потому что сегодня, следует признать, Европа оказалась в несколько отстающем положении. К тому же она не в состоянии действовать по образу и подобию Соединенных Штатов, развернувших своего рода военную экономику для широкомасштабного производства вакцин. И здесь мы говорим о том, что к марту будут вакцинированы 100 миллионов американцев. Европе до этого еще далеко.

- Для Франции это провал, с точки зрения исследователя…

- Это символический и относительно важный и болезненный провал. Наблюдать на родине великого Луи ПАСТЕРА отставание в области вакцинации не слишком приятно, как и то, что мы отстаем в разработке вакцины.

Ouest-france.fr, inosmi.ru

Кстати

Был промежуточный переносчик инфекции?

Первоначально вирус COVID-19 (или SARS-CoV-2) мог распространиться на юге Китая и в Юго-Восточной Азии летучими мышами, считает член международной группы специалистов под руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктор Питер ДАШАК.

По его мнению, это путь передачи, на который “следует обратить наибольшее внимание”. Как заявил Дашак в интервью The New York Times, от летучих мышей инфекция попала на ферму с дикими животными, где ей могли заразиться сотрудники или обитавшие там хорьки, барсуки, енотовидные собаки и циветы (скрытный хищник, обитающий, в частности, в предгорьях Гималаев. - Ред.). Дальнейшее распространение вирус получил после того, как попал на рынок в Ухане. В материале отмечается, что специалисты ВОЗ не смогли получить доступ к личным данным части пациентов из-за политики конфиденциальности в Китае. Кроме того, некоторые люди, переболевшие COVID-19, отказались встречаться с представителями организации.

Отметим, накануне советник президента США по нацбезопасности Джейк САЛЛИВАН призвал Китай обнародовать всю имеющуюся в его распоряжении информацию о происхождении коронавируса COVID-19. Говоря о расследовании ВОЗ о происхождении коронавируса, он отметил, что у США есть вопросы по поводу ряда выводов, в частности “насчет того, каким образом они были сделаны”.

Между тем 15 февраля эксперты ВОЗ сообщили СМИ, что более тысячи человек были заражены 13 разными штаммами нового коронавируса в Ухане уже в декабре 2019 года, когда там впервые зафиксировали инфекцию. Напомним, ранее китайская сторона представила данные всего по 174 случаям заражения в Ухане в декабре 2019 года.

Но по факту, считают сейчас эксперты, инфицированных было больше тысячи. Примерно в 15% случаев заболевание протекало в тяжелой форме. В целом на декабрь 2019 года в Ухане насчитывалось по меньшей мере 13 различных мутаций коронавируса. Некоторые мутации начали распространение с местных рынков, а некоторые вообще не были связаны с данными локациями.

newsru.com

Поделиться
Класснуть

Свежее