793

Весна неутешительная

Дефицит бюджета России по итогам апреля превысил план на весь 2023 год

Весна неутешительная
Глава Минфина РФ Антон СИЛУАНОВ и Центробанк ищут новые доходы.

С января по апрель дефицит составил 3,4 трлн руб. (более $44 млрд по курсу на 12 мая), при этом в апреле дефицит бюджета вырос сразу на 1 трлн руб. ($12,96 млрд), следует из предварительной оценки, опубликованной на днях Министерством финансов РФ.

Четыре месяца не прогноз

Дефицит бюджета, таким образом, уже на 843 млрд руб. (более $10,92 млрд) превосходит расчеты Минфина, который ожидал, что в 2023 году дефицит составит 2,925 трлн руб. ($37,9 млрд), или 2% ВВП.

Для покрытия дефицита власти согласно бюджетному правилу используют средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), напомнили в Минфине.

При этом доходы бюджета за четыре месяца составили 7,782 трлн руб. ($100,9 млрд), что на 22% ниже объема поступлений за тот же период 2022 года. Ведомство объяснило это сокращением нефтегазовых доходов. Общие доходы бюджета за январь - март оценивались Минфином в 5,677 трлн руб. ($73,6 млрд), исходя из этого в апреле они составили 2,1 трлн руб. ($27,2 млрд) (в сообщении ведомства отдельные цифры за апрель не приводятся).

По данным ведомства, нефтегазовые доходы снизились с начала года на 52,3% и составили 2,282 трлн руб. ($29,6 млрд). Минфин связал это с высокой базой 2022 года, снижением цен на нефть марки Urals и падением объемов экспорта природного газа. В Минфине подчеркнули, что динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, которая соответствует их базовому уровню 8 трлн руб. ($103,8 млрд) в год. Уточнение механизма определения базы нефтяных налогов, а также сокращение ценовых дисконтов позволят восстановить поступления от нефтяного сектора, особенно во втором полугодии, добавили в Минфине.

Ненефтегазовые доходы бюджета за четыре месяца выросли на 5% и составили 5,5 трлн руб. ($71,3 млрд), говорится в сообщении. Минфин отметил их “устойчивую положительную динамику”, которую объяснил налоговыми поступлениями после их сокращения в январе.

Расходы в январе - апреле в Минфине оценили на уровне 11,206 трлн руб. ($145,3 млрд), они превысили показатели аналогичного периода 2022 года на 26%. Министерство отметило, что месячная динамика исполнения расходов замедлилась после ускоренного финансирования в январе-феврале по контрактуемым расходам.

В апреле средняя цена на Urals превысила $58,63 за баррель: это на $10,78 (22,5%) больше, чем в марте. В начале апреля министр финансов Антон Силуанов говорил, что в первом квартале Россия получила больше доходов, чем было за тот же период 2022 года, и ситуация с балансом бюджета будет постепенно улучшаться. 2 мая Bloomberg предположил, что Россия уже в мае может возобновить покупку иностранной валюты в эквиваленте $200 млн в месяц. Агентство отметило, что доходы бюджета растут, несмотря на потолок цен на нефть и нефтепродукты, установленный странами Запада.

Перевыполнение по расходам

Отметим, ранее издание Forbes писало, что первые два месяца Минфин агрессивно перевыполнял план по расходам. На это тогда указывал экономист Bloomberg Economics Александр ИСАКОВ. В январе расходы составили почти 11% годового плана в 29 трлн руб. ($376 млрд) при исторической норме в 7%, во второй - порядка 9%, что тоже много для начала года, считал Исаков. Тогда, чтобы уложиться в план, Минфину пришлось бы снизить расходы на 400 млрд руб. ($5,9 млрд) по сравнению с прошлогодними в каждый из оставшихся 10 месяцев, и маловероятно, что это произойдет, говорил Исаков.

Минфин после уже увеличил смету на 500 млрд руб. ($6,5 млрд) по сравнению с федеральным законом, а меры, объявленные президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ в послании Федеральному собранию, могут стоить еще 200-300 млрд руб. ($2,6-$3,9 млрд), оценивал Исаков. По итогам года расходы федерального бюджета могут составить около 32 трлн руб. (около $415 млрд), прогнозировал он в начале апреля. Это на 3 трлн руб. ($38,9 млрд) выше плана.

В первую очередь на дефиците сказались расходы, связанные с проведением так называемой российскими властями специальной военной операции (СВО) в Украине, отмечал тогда экономист Рубен ЕНИКОЛОПОВ.

- Каких-либо сигналов, что они в ближайшем будущем снизятся, пока нет, - констатировал он в апреле. По прогнозу Ениколопова, дефицит бюджета по итогам года может быть вдвое выше запланированных 2,9 трлн руб. ($37,6 млрд).

С учетом продолжающейся войны в Украине, дополнительных социальных расходов, инф­раструктурного строительства и импортозамещения в критически важных отраслях по итогам года дефицит может составить 4-6 трлн руб. ($51,9-$77,8 млрд), прогнозировала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам” Ольга БЕЛЕНЬКАЯ. Этот уровень “не является критичным с учетом низкого уровня госдолга, но может представлять определенный риск с точки зрения инфляционного давления и более высоких процентных ставок для экономики”, заключает она.

Какими будут последствия

Если в следующих месяцах дефицит бюджета будет значительно отходить от плана, то у Минфина есть три варианта: увеличить заимствования на рынке ОФЗ, взять дополнительные средства из ФНБ либо повысить налоги, отмечал ранее исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий ЖИРНОВ.

На рынке ОФЗ Минфин уже занимает достаточно агрессивно и под высокие проценты. Например, в начале марта Минфин привлек 51 млрд руб. ($656 млн), разместив девятилетние и 18-летние бумаги по средневзвешенной доходности выше 10,5% годовых - так дорого министерство не занимало с 2016 года. Поскольку доходности по длинным бумагам на рынке уже выше 11%, это давит на оценку стоимости российских компаний - чем доходности выше, тем тяжелее рынку расти, объясняет Александр Исаков.

Падение доходов и дорогой долг вынуждают правительство искать новые доходы. Раньше в таких ситуациях донором становился нефтегазовый сектор, но сейчас его потенциал с этой точки зрения почти исчерпан, и нагрузка может быть распределена широким фронтом, допускает Исаков.

Ранее правительство уже объявило о планах собрать с бизнеса разовый взнос, который, по словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра ШОХИНА, будет рассчитан исходя из разницы между средними прибылями компаний в 2021-2022 годах и за два пандемийных года. Как отмечал глава Минфина РФ Антон СИЛУАНОВ, от взноса будут освобождены нефтегазовая отрасль и малый бизнес. В Минфине рассчитывают, что это принесет бюджету еще 300 млрд руб. ($3,86 млрд).

Кроме того, высокий дефицит бюджета - это инфляционный фактор, когда уровень деловой активности и загрузки мощностей уже высок, продолжает Исаков. В начале февраля ЦБ уже называл бюджетную политику одним из основных проинфляционных факторов. Банк России указывал, что если дефицит бюджета будет расширяться, то это может потребовать от регулятора более жесткой денежно-кредитной политики для того, чтобы инфляция вернулась к цели в 2024 году.

forbes.ru

Поделиться
Класснуть