817

Вызвали на работу

Миграционный кризис и нехватка кадров заставили Берлин требовать от получателей пособия скорейшего трудоустройства даже не по профилю

Вызвали на работу

“Языковой барьер снижается. Настало время идти работать”, - это заявление министра труда ФРГ Хубертуса ХАЙЛЯ адресовано беженцам из Украины, точнее - беженкам, поскольку женщины составляют 80% украинских граждан в трудоспособном возрасте, которые, спасаясь от войны, нашли с прошлого года убежище в Германии. Министр заявил об этом 18 октября на пресс-конференции в Берлине, на которой он, по сути дела, провозгласил смену курса правительства ФРГ по вопросу трудоустройства. Речь вообще шла о беженцах, имеющих реальную перспективу остаться в стране на длительный срок, но упор был сделан именно на украинок.

На следующий день, 19 октября, смену курса фактически подтвердил канцлер ФРГ Олаф ШОЛЬЦ. Выступая в бундестаге с правительственным заявлением в преддверии саммита ЕС, он, коснувшись темы миграции, в частности, заявил: “Мы приступаем к широкомасштабным действиям для того, чтобы находившиеся в Германии украинские гражданки и граждане... теперь вышли на немецкий рынок труда”.

Беженцы из Украины имеют в Германии с начала лета 2022 года особый статус. Они получают более высокое пособие (bürgergeld) и имеют более широкие возможности для трудоустройства, чем прибывшие из других стран соискатели убежища. По состоянию на июнь 2023 года украинских получателей таких средств в трудоспособном возрасте насчитывалось примерно 480 тысяч. “Федеральное правительство долго оставляло их в покое, но теперь бежавшие от войны в Украине должны стать более самостоятельными”, - констатирует онлайн-портал еженедельника Die Zeit.

Издание обращает внимание на то, как именно Хубертус Хайль обосновал изменившийся подход. Правительство очень серьезно относится к тревогам граждан ФРГ из-за большого количества мигрантов, к растущим угрозам, что страна “может надорваться или потерять контроль над ситуацией”. Поэтому те, кто нашел защиту в Германии, тоже должны внести свой вклад.

Так что произошедшая в Берлине смена курса вызвана, с одной стороны, резко обострившимся в этом году во всем ЕС миграционным кризисом, что привело в Германии к росту популярности и все более значительным электоральным успехам правопопулистской, частично даже праворадикальной партии “Альтернатива для Германии” (АдГ).

С другой стороны, правительству ФРГ необходимо срочно решить проблему быстрорастущего на рынке труда дефицита кадров, которая все более ощутимо тормозит экономическое развитие страны. Здесь нужны не только высококвалифицированные специалисты. Многие пустующие рабочие места не требуют особых знаний, в том числе языковых.

Именно на это и упирал Хубертус Хайль на пресс-конференции.

- Мы понимаем, что языковые знания важны. Но они не должны быть совершенными, - отметил министр труда. Он подчеркнул, что в последнее время более 100 тысяч беженцев из Украины окончили языковые курсы, а еще примерно 100 тысяч завершают обучение в ближайшие месяцы. В текущей ситуации обнаружено еще 200 тысяч беженцев из других стран.

- Так что речь идет о потенциале для нашего рынка труда примерно в 400 тысяч человек. Мы хотим, чтобы эти люди быстрее прошли путь от парты на интеграционном курсе к рабочему месту, и мы добьемся этого, - заверил министр.

Отвечать за выполнение поставленной задачи будет член правления Федерального агентства по труду (BA) Даниэль ТЕРЦЕНБАХ, которого называют спецпредставителем правительства ФРГ по обеспечению развития рынка труда. Такой должности до сих пор не было.

Ему поручено подготовить местное отделение BA для выполнения новых требований и вести переговоры с бизнесом. К тому же он намерен вместе с муниципальными властями искать решение проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях и в школьных группах продленного дня, чтобы прицельно вовлечь в трудовой процесс матерей. Ведь примерно половина приехавших в Германию украинок имеют несовершеннолетних детей.

В то же время будут ужесточены требования к самим украинским беженцам. Если немецкие безработные регулярно отчитываются о поисках работы перед обращением в отделение агентства по труду (центр занятости), то от украинцев этого до сих пор не требуется.

- Теперь это изменится, - заявил Хубертус Хайль.

Украинские получатели средств bürgergeld будут как минимум раз в шесть недель сообщать о своих усилиях по трудоустройству, а агентство по труду будет активнее предлагать им конкретные рабочие места.

- Тем, кто не желает сотрудничать или откажется от предложенной работы, - сказал министр, - могут быть сокращены выплаты.

Однако министр исходит из высокой готовности украинок начать работать. По его словам, “многие беженцы из Украины имеют хорошую квалификацию и хотят работать”.

Это подтверждает опубликованный в августе доклад Института по исследованию рынка труда и карьеры (IAB) об украинских перспективах развития немецкого рынка труда. Так, в І квартале этого года примерно 70% еще не работавших украинок в трудоспособном возрасте в той или иной форме готовы к будущей трудовой деятельности в Германии, а 54% намеревающихся работать в анкетировании заявляли, что планируют сделать это примерно через год после прибытия в страну. Доклад подтвердил: примерно через год после приезда процент промышленного производства действительно заметно увеличился до 28.

Именно на это исследование подчиненного ей института опиралась глава Федерального агентства по труду Андреа НАЛЕС, которая участвовала в пресс-конференции вместе с Хубертусом Хайлем. Оба они являются влиятельными представителями Социально-демократической партии Германии (СДПГ) - партии канцлера Олафа Шольца. Андреа Налес сообщила, что доля рабочих среди трудоспособных украинских беженцев составляет сейчас 19%.

В то же время в Польше и Чехии, которые наряду с Германией приняли в ЕС наибольшее число граждан Украины, этот показатель составляет примерно две трети, то есть порядка 66%, отмечает газета Die Welt. В статье под заголовком “Почему в Германии так мало украинских беженцев работают” отмечено, что финансовая поддержка в этих странах развита намного хуже, чем в ФРГ, и к тому же ограничена по времени.

Так, в Чехии прибывшим в первые пять месяцев выдавали по 200 евро в месяц, после чего сократили эту сумму до 130. В Польше одноразово выдается 66 евро и ежемесячное детское пособие в 110 евро. В то же время в Германии пособие bürgergeld составляет 502 евро, к тому же на каждого ребенка полагается 420 евро.

У правительства ФРГ была иная стратегия, поясняет газета: “Вместо того, чтобы стимулировать скорейший поиск работы, они сделали упор на языковые и интеграционные курсы, чтобы максимально повысить шансы на рынке труда”. Если в Польше и Чехии украинские беженцы часто заняты “на низко оплачиваемой работе и, несмотря на свой труд, живут ниже уровня бедности”, то в Германии им хотят дать возможность выбрать место, соответствующее их квалификации, ведь три четверти украинских представителей имеют высшее образование. “Но на практике, похоже, эта стратегия не сработала”, - приходит к выводу Die Welt.

К схожему выводу, судя по всему, пришли и в Берлине. Министр труда ФРГ Хубертус Хайль недвусмысленно дал понять на пресс-конференции, что не всем украинкам удается найти в Германии именно ту работу, которую они хотели бы. Тем не менее пора начинать работать, и лучше сегодня, чем завтра.

dw.com

Поделиться
Класснуть