1353

Дело табак

Великий русский актер, уникальный театральный деятель прожил долгую блистательную творческую жизнь, влюбил в себя всю страну. И умер, не оставив замены...

12 марта после продолжительной болезни умер актер и режиссер, худрук Московского художественного театра (МХТ) имени А. П. Чехова Олег ТАБАКОВ. Его очень не любили экстремалы-авангардисты: фу, он превратил МХТ в коммерческий театр. Его не выносили суконные “патриоты” - примерно за то же самое: что превыше всего на свете (даже трансляции “скреп”) он ценил театральный успех. Его обожала вся огромная, пестрая, в разное верующая и по-разному голосующая страна. За Шелленберга, за Обломова, за кота Матроскина и десятки других ролей.

На свет Олег Табаков появился в Саратове - и город так гордится этим, что не только избрал его почетным гражданином, но и при жизни (три года назад) поставил актеру памятник. Год рождения - 1935-й - многое скажет любому нашему человеку: в комплект входят военное детство и голодная вольница. Семья жила в коммуналке, точнее - в коммуналках: комната матери принадлежала одной квартире, комната отца - другой, причем были они в разных подъездах, но разделены только стеной, в которой жильцы продолбили дырку. В войну родители-врачи почти не появлялись на горизонте: отец уехал работать на военно-санитарном поезде, мать сутками пропадала в станционном госпитале. Когда война закончилась, выяснилось, что у отца уже другая жизнь, он ушел из семьи - и это так ударило по мальчишке, что десятилетия спустя взрослый человек не решался оставить семью ради другой любви. Пока не вырастут дети. Компанию, к которой парень прибился после войны, в наше время назвали бы подростковой бандой. И отправился бы Олег по тюремным коридорчикам, если бы не мать, во что бы то ни стало решившая вытащить, оградить от дурного влияния. Спасением стал драмкружок. Он же привел к мысли поступать “на актера” в Москве.
Школа-студия МХАТ, где в юном актере сначала видели “положительного героя”, а потом распознали комедийный талант (сильно помог Хлестаков). Пятидесятые, раннее начало “оттепели”, общее чувство свободного порыва. Табаков был среди молодых актеров, что создали студию, превратившуюся в “Современник”. Театр этот вовсе не собирался устраивать эстетических революций - главной идеей было снятие тупого окаменения сороковых с живой традиции Художественного театра. И в идейном плане - никакого диссидентства: молодые актеры (вкупе с ровесниками, сидящими в зале) верили, что проблема не в коммунистических идеях как таковых, а в дурном их воплощении. Когда юный герой Табакова в фильме “Шумный день” по пьесе Виктора Розова шашкой покойного отца рубит с трудом добытую матерью чешскую мебель - это ведь призыв вернуться к идеалам революции, отбросив ценности мещанской жизни. В этот момент Олег стопроцентно совпадает со страной, а страна говорит через актера.
И дальше такие совпадения продолжаются. Вот только что был идеалист Макар в “Достоянии республики” (1971 г.), а вот уже Шелленберг, умник на службе рейха (мысль о том, что с властями можно и посотрудничать, ничего такого в этом нет, уже вполне распространяется в 1973-м). Вот Обломов в 1979-м, когда отчетливо звучит в стране мотив “внутренней эмиграции”, и один из ее вариантов - эмиграция в классику, а рядом масса замечательных комедийных персонажей (и Людовик XIII в “Трех мушкетерах”, и Акакий Ушица в “Ах, водевиль, водевиль”, и, конечно, блистательная мисс Юфимия Эндрю в “Мэри Поппинс”). Эскапизм - наше все. Когда страна начала резко меняться, а кинематограф одновременно начал рассыпаться, Табаков сыграл и президента России, и мэра Нью-Йорка, и много кого еще - но жизнь неслась вперед так стремительно, что фильмы за ней не успевали и с реальностью не совпадали. Оттого среди лучших ролей актера в кино нет работ этих лет. Лучшая его роль стала играться в жизни.
Еще в 1978 году в подвале на улице Чаплыгина был сыгран первый спектакль театральной студии под руководством Табакова, которая потом превратится в один из самых модных театров Москвы. Но официально создание нового театра разрешено лишь в 1986 году - вот тогда и начинается эпоха Табакова-руководителя. Да, с 1970 по 1976 (после ухода Олега ЕФРЕМОВА в Художественный театр), Табаков директорствует в “Современнике”. Но главный режиссер там - друг и коллега Галина ВОЛЧЕК, и репертуар, безу­словно, определяет она. В “Табакерке” на Чаплыгина Олег Табаков отвечает за все: за афишу, за развитие актеров, стратегию и тактику, ремонт и пожарную безопасность.
В 2000 году, после смерти Олега Ефремова, он становится руководителем Московского художественного академического театра имени Чехова. И приняв театр, где продавалось менее половины билетов на любой спектакль, быстро доводит продажи до девяноста процентов. Потому что чувствует театр как никто другой. И приглашает на работу самых разных, но всегда успешных людей.
Табаков лавирует в политике, дружит с провластными людьми, и кажется стопроцентным веселым циником. Но циники не зарабатывают первого инфаркта в 29 лет; не опекают так тщательно учеников, даже чрезвычайно далеких по убеждениям; не позволяют молодым режиссерам ставить вещи, из-за которых возбуждаются “хранители нравственности”. Да, идеалист шестидесятых в новом веке стал цепким менеджером, которому в голову не придет портить мебель. Опять-таки полностью совпав со страной.
Оставив массу детей и внуков (и в судьбе каждого он принимал участие, за каждого переживал), в театре он не оставил формального преемника. Оказался в коме после стоматологической операции, то есть не было у Олега Павловича времени подумать о том, что будет после него. Теперь можно ожидать битвы за власть на самых верхах и самых диковинных высказываний претендующих на кресло деятелей культуры. А когда от зрелища этой битвы будет становиться совсем грустно - мы будем пересматривать фильмы с Табаковым.
Lenta.ru

Из досье

“Мне есть чем оправдаться перед ним”

В связи со смертью Олега ТАБАКОВА российский Первый канал в понедельник повторил программу “Познер” от 6 июня 2011 года. Тогда Олег Табаков рассказал Владимиру ПОЗНЕРУ о творчестве и своих любимых ролях, о руководстве театром и отношениях с властью, об обществе и проблемах российского кинематографа. А в конце программы, отвечая на вопросы “от Марселя ПРУСТА”, Табаков удивил, наверное, многих своих поклонников...
Владимир Познер: Есть ли такой человек, которого ты презираешь больше всех, вообще, живой, мертвый? Отторгаешь, не приемлешь?
Олег Табаков: СТАЛИНА не приемлю. И ЛЕНИНА.
В. П.: Вместе? Два человека?
О. Т.: Нет. Раздельно.
В. П.: А есть ли такой, который для тебя герой, которого ты страшно уважаешь, он для тебя стоит, как...
О. Т.: Их несколько, наверное. Это и ПУШКИН, и СТАНИСЛАВСКИЙ, и НЕМИРОВИЧ, Михаил Александрович ЧЕХОВ.
В. П.: И последний вопрос от господина Пруста. Оказавшись перед Богом, что ты ему скажешь?
О. Т.: Мне есть чем оправдаться перед ним.

Дословно

“Таких, как Табаков, уже мало делают”

Олег БАСИЛАШВИЛИ, актер:
“Мне даже трудно сказать “был”, потому что для меня он всегда есть. Этот человек столько сделал для художественного театра, для развития театра в России вообще... Я не нахожу сейчас слов от горя, которое испытал от того, что узнал, что он скончался”.
Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра:
“Я со школьной скамьи (его знаю), со студенческой. И жили в одном общежитии, только в разных институтах учились. Жили вместе, росли вместе, работали. Это очень большая потеря для нашего русского театра. Я очень сожалею. Тут ничего не скажешь. Это большое несчастье”.
Эдуард УСПЕНСКИЙ, детский писатель:
“Табаков был серьезным авторитетом, и часто к нему обращались чуть ли ни как к руководителю всей страны”.
Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссер:
“Погиб великий артист, великий педагог. По сути, сегодняшний СТАНИСЛАВСКИЙ. Посмотрите, сколько он оставил после себя, сколько актеров, театров, спектаклей! Как артист он себя проявил в полной мере и на экране, и на сцене. Это ужасная потеря”.
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер:
“Это слава российского театра, один из крупнейших актеров 1960-х годов. Соратник Олега ЕФРЕМОВА и всей этой школы, которая родилась из МХАТа, которая так успешно развивала советский театр того времени, абсолютно новаторский по отношению к развитию, я бы сказал, социалистического искусства того времени. Таких, как Табаков, уже мало делают”.
Владимир УРИН, директор Большого театра:
“Нет человека в стране, который не знал бы это имя. Если спросить любого прохожего в любом маленьком городке России: вы знаете, кто такой Олег Табаков? Убежден, что про него вам все расскажут. Для людей театральных он не только выдающийся артист, но и уникальный театральный деятель”.
РБК

Поделиться
Класснуть

Свежее