994

Бескрайние меры

У президента США Дональда Трампа есть возможность законодательного маневра, чтобы наложить вето на законопроект о новых антироссийских санкциях

Конгресс США опубликовал детали дополнительных экономических санкций, которые американские сенаторы предлагали ввести против России. Вечером в минувшую среду сенат одобрил эти предложения. Издание РБК выделило главное.

Cенаторы в принятом законопроекте прописали рекомендацию президенту США “приложить максимальные усилия совместно с государствами-партнерами”, чтобы перекрыть возможности для обхода санкций. Они обращают внимание на такую лазейку, как разрешение предоплаты за российские товары и сырье со стороны западных покупателей. Авансовые платежи за поставку товаров могут рассматриваться как скрытое кредитование российских компаний, находящихся под санкциями.
Хотя санкционные режимы США и Евросоюза в отношении России в значительной степени скоординированы, они неидентичны: европейские санкции несколько мягче, в них больше исключений. К примеру, ЕС разрешает торговое финансирование, включая предоставление кредита компаниям, находящимся под секторальными санкциями, для целей поставок незапрещенных товаров в Европу (например, нефти и нефтепродуктов).
Авторы законопроекта предлагают модифицировать указ предыдущего президента Барака ОБАМЫ, задающий рамки санкционного режима в отношении России. Они предлагают включить в него возможность распространения санкций на российские госкомпании, работающие в железнодорожном и судоходном секторах.
Санкции на такие предприятия, согласно предложению сенаторов, могут быть наложены в виде блокировки их активов в американской юрисдикции и запрещения американским компаниям и гражданам вести какие-либо дела с этими российскими предприятиями.
Предлагается еще больше ужесточить секторальные санкции в отношении российских банков и нефтегазовых компаний. Сбербанку, Газпромбанку, Россельхозбанку, Внешэкономбанку и ВТБ, а также их “дочкам” закроют доступ к американским кредитам на срок более 14 дней (сейчас запрещены кредиты сроком более 30 дней).
По мнению экспертов, инициатива не окажет ощутимого влияния на деятельность российских банков. “В условиях большой продолжительности санкционного режима банки адаптировались к новой реальности, поэтому озвученное ограничение не будет существенным”, - заявил РБК руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл ЛУКАШУК. “Такое ограничение говорит о том, что будет сложнее привлекать средства западных инвесторов, так как их срочность не сможет превышать 14 дней. Но ранее введенное ограничение в 30 дней было уже достаточно жестким, поэтому принципиально ничего не поменяется, - сказал РБК старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр ДАНИЛОВ. - Российский банковский рынок в целом в настоящий момент не испытывает большой необходимости в привлечении новых западных денег”.
Для энергетических компаний, таких как “Газпром нефть”, НОВАТЭК, “Роснефть”, “Транс­нефть”, допустимый предельный срок кредитования предлагается сократить до 30 дней с нынешних 90 дней.
Сенаторы также предлагают усилить так называемую директиву № 4 в рамках пакета секторальных санкций, которая ограничивает передачу технологий для разведки и добычи нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Сейчас американским компаниям запрещено поставлять товары, услуги или технологии, только если такой проект ведут “Газпром нефть”, “Газпром”, “Сургутнефтегаз”, “Роснефть”, ЛУКОЙЛ или их “дочки”. Поправка предполагает, что американцам будет запрещено участвовать в таких проектах (глубоководных, арктических и сланцевых), если в него вовлечена любая российская энергетическая компания.
Сенаторы предлагают налагать санкции на тех, кто инвестирует или иным образом способствует наращиванию потенциала России в сфере строительства трубопроводной инфраструктуры для экспорта энергоносителей. В частности, предлагается запретить поставки товаров, технологий, передачу информации и оказание услуг и иной поддержки, если такие действия облегчат техническое обслуживание, ремонтные работы, модернизацию или строительство такой трубопроводной инфраструктуры.
Санкции будут наложены в случае, если рыночная стоимость каждого из поставленных товаров или услуг превысила $1 млн. или их совокупная рыночная стоимость в течение 12 месяцев составила $5 млн. или превысила эту сумму, следует из текста проекта поправок.
Отметим, из-под действия санкций было выведено сотрудничество NASA с Россией, а также взаимодействие с Москвой в вопросах коммерческих запусков в космос. Это было необходимо сделать, поскольку российские ракетные двигатели используются на американских ракетах Atlas V и Antares.
редложенный законопроект также позволяет вводить санкции против лиц и компаний, которые содействуют приватизации российских госактивов, но только в том случае, если приватизация “приносит несправедливые выгоды” чиновникам российского правительства, их близким знакомым или родственникам.
Важной особенностью предложенных поправок является то, что санкции за инвестиции в российские трубопроводы и помощь в “несправедливой” приватизации могут вводиться не только против американских лиц и компаний, но и против любых иностранных лиц, включая самих россиян. Эти санкции могут принимать такие формы, как запрет американским банкам выдавать кредиты таким лицам, запрет на валютные транзакции “под юрисдикцией США”, отказ в выдаче американских виз менеджерам и владельцам таких компаний и т. д.
Законопроект призван “оказать дополнительное давление на способность ПУТИНА (Владимира, президента России. - Ред.) и лиц из его окружения переводить денежные средства, украденные у российского государства”.
В частности, он предусматривает создание Минфином США специального подразделения, которое будет заниматься отслеживанием и перекрытием относящихся к России потоков незаконных финансовых средств, если эти средства будут проходить через финансовую систему США. Подразделение будет работать вместе с сотрудниками американских посольств, особенно в странах Европы, а также помогать им взаимодействовать с властями этих стран в раскрытии и перекрытии незаконных финансовых потоков из России. Кроме того, документ предусматривает проведение анализа экономической зависимости США от российских госпредприятий.
Законопроект среди прочего предусматривает выделение средств госдепу, Центру глобального взаимодействия (Global Engagement Center), а также Агентству США по международному развитию (USAID) для оказания поддержки демократическим институтам Европы для “борьбы против российской агрессии, принимающей формы коррупции, пропаганды и иных видов политического вмешательства”.
Санкции против России должны быть официально внесены как поправки, после чего документ необходимо утвердить на общем собрании сената, затем в палате представителей, и после этого документ попадет на подпись к президенту Дональду ТРАМПУ. Как отмечает агентство Dow Jones Newswires, даже если сенат утвердит эти поправки, до конца не ясно, как поведет себя палата представителей. Нет информации и о намерениях администрации президента утверждать законопроект: в пресс-службе Белого дома никак не прокомментировали вопрос о том, подпишет ли Трамп этот документ.
По словам сторонников поправки, даже если Трамп откажется подписывать документ, они намерены любой ценой преодолеть президентское вето и узаконить антироссийские санкции. Согласно Конституции США в течение десяти дней после получения законопроекта на подпись президент имеет право наложить вето, а именно вернуть документ со своими возражениями в конгресс. Для успешного преодоления вето в каждой из палат парламента требуется поддержка не менее 67% депутатов, чтобы принять изначальный документ в обход президента. У президента имеется и возможность законодательного маневра, так называемое карманное вето. Оно происходит в том случае, если по истечении десяти дней нахождения у президента документ формально не может быть возвращен в конгресс, поскольку законодатели ушли на каникулы. В этом случае законопроект отклоняется окончательно, и законодателям приходится вновь проходить процесс внесения и утверждения.
РБК

Поделиться
Класснуть