1441

Боевая “Оливковая ветвь”

Турецкие военные движутся к приграничной деревне около города Кельтепе в провинции Хатай.
21 января 2018 года.

Зачем Турция начала новую операцию в приграничных районах Сирии

Турция начала операцию против курдских сил в Сирии, что вызвало критику Вашингтона и согарантов сирийского мирного процесса. Эксперт полагает, что операция, целью которой названо создание буферной зоны на границе, будет быстрой.

В минувшее воскресенье премьер-министр Турции Бинали ЙЫЛДЫРЫМ на пресс-конференции в Стамбуле объявил, что турецкие войска вошли в контро­лируемый курдами сирийский район Африн. О начале этой операции, получившей название “Оливковая ветвь”, турецкий Генштаб объявил накануне, 20 января.
Напомним, территория Африна контролируется курдами из сирийской партии “Демократический союз” (PYD), которую Анкара считает союзной Рабочей партии Курдистана. Обе политические силы, по определению Анкары, являются террористическими. В боевых действиях в Сирии со стороны курдских партий участвуют курдские отряды народной самообороны (YPG), входящие в более широкую коалицию “Сирийские демократические силы” (SDF).
О том, что Турция начнет операцию против курдских сил, президент Реджеп Тайип ЭРДОГАН предупреждал еще 13 января. Тогда он указывал, что ее целью станет не только Африн, но и Манбидж - еще один анклав, контролируемый курдами на севере Сирии (см. “Курдский гамбит”, “Время” от 20.1.2018 г.).
Заявление турецкого лидера прозвучало одновременно с сообщениями борющейся с “Исламским государством” (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) международной коалиции во главе с США о планах создать “силы безопасности границы” в Сирии на территориях, подконтрольных SDF. 13 января об этом заявил пресс-секретарь коалиции полковник Томас ВИЛ. Впоследствии госсекретарь США Рекс ТИЛЛЕРСОН уточнил, что при этом новые курдские части соз­даваться не будут.
Отметим, Анкара на протяжении последних лет не раз заявляла, что усиление курдских сил в приграничном с Турцией регионе она считает опасным. В период с августа 2016 года по март 2017-го Турция провела также направленную против курдских военных формирований операцию “Щит Евфрата” на севере Сирии, в результате которой образовала подконтрольный ей анклав и не допустила объединения курдских сил в регионе.
Цель операции “Оливковая ветвь”, как утверждает турецкий вице-премьер Хакан Чавушоглу, не дать создать “террористический коридор” на севере Сирии, защитить южные границы НАТО, приграничные регионы Турции и избавить курдское и арабское население Турции от насилия.
По словам Чавушоглу, очистка Африна позволит ликвидировать угрозу приграничным с Сирией турецким городам. Вторжение на территорию Сирии без согласия ее правительства Чавушоглу объяснил тем, что “Турция не могла бездействовать на фоне событий, развернувшихся в соседнем государстве, в частности продолжающихся обстрелов с территории Африна” (цитата по агентству Anadolu). Вице-премьер также сообщил, что в Турцию из Африна, в районе которого проживают около 1,5 млн. человек, бежали около 370 тыс. жителей.
В ходе операции турецкие военные намерены создать 30-километровую зону безопасности и уничтожить все террористические организации, сказал в воскресенье премьер-министр. Потенциальные потери противника он оценил в 8-10 тыс. человек.
В первые два дня операции удары наносили турецкие ВВС. В ходе авианалетов на позиции курдского ополчения в сирийском Африне 32 самолета турецких ВВС уничтожили 45 целей, отчитался в воскресенье вечером турецкий Генштаб. В субботу сообщалось о поражении 153 целей в Африне.
К вечеру воскресенья турецкие военные продвинулись на 5 км в глубь территории, сообщило анатолийское агентство. В Сирию вошли танковые подразделения, отряды специального назначения, а также пехота, сообщило агентство “Хабер тюрк”. Поддержку действиям Турции оказывают около 25 тыс. бойцов союзной Анкаре Свободной сирийской армии, оппозиционной режиму президента Сирии Башара АСАДА, сообщает Reuters.
Курдские силы, по сообщению агентства Anadolu, ответили обстрелом турецкого города Рейханлы в провинции Хатай на юге страны.
Представитель YPG Бируск ХАСАК заявил, что с начала турецкой операции погибли десять курдов - семь гражданских лиц, в том числе восьмилетний ребенок, и трое военных.
До начала “Оливковой ветви” эксперты говорили о том, что провести ее будет непросто, учитывая присутствие в Африне российских военных (они находились там для проведения деконфликтации) и контроль российскими ВВС воздушного пространства в районе предполагаемых боевых действий. Но в субботу, в день начала боевых действий в Африне, Минобороны РФ заявило о выводе российских военных. А в выпущенном в тот же день заявлении МИД РФ по ситуации в Сирии жестких слов в адрес Турции также не было. Информацию об обстрелах, как указано в заявлении, в Москве восприняли “с озабоченностью”.
Иран, который вместе с Турцией и Россией является гарантом прекращения огня в Сирии, высказался жестче. Тегеран призвал Турцию незамедлительно прекратить военную операцию. В воскресенье, как сообщает газета Al-Araby Al-Jadeed, официальный представитель МИД Исламской Республики Бахрам ГАСЕМИ сказал: “Призываем Турцию продолжить (играть. - Ред.) конструктивную роль по поддержке политического урегулирования в Сирии”.
В Дамаске турецкую операцию осудили, назвав ее “актом агрессии” и посягательством на суверенитет страны. (По словам Йылдырыма, Анкара через Москву передала Дамаску предупреждение о начале операции. - Ред.).
Как можно скорее закончить операцию Анкару призвал и госдепартамент США. Вашингтон на протяжении последних лет войны в Сирии поддерживает курдские отряды оружием и тренирует их.
Тем временем президент Турции Эрдоган в минувшую субботу по­обещал, что операция не продлится долго.
РБК

Комментарий в тему

Одни имитируют войну, другие - возмущение...

Турецкая операция в курдских районах на севере Сирии может быть названа войной имитаций. Причем со стороны практически всех игроков, прямо или косвенно задействованных в последних событиях.

Турция имитирует широкомасш­табное наступление, несколько раз анонсированное, но пока осуществляемое весьма вяло - главным образом силами лояльных Анкаре отрядов Свободной сирийской армии. Сами турецкие войска в серьезные наземные столкновения с курдами вступать пока не спешат, ограничиваясь ударами с воздуха. Как имитацию, рассчитанную на внутреннее потребление, можно расценить и официальную мотивировку Анкарой своей операции: якобы ее цель - борьба с терроризмом. Террористами сирийских курдов называют только турецкие пропагандисты, да и сами они, пожалуй, в глубине души не верят в собственные обвинения.
Что касается курдов, то они (во всяком случае, на первой стадии турецкой операции) имитируют активное сопротивление. На словах грозя сокрушить агрессора, они пока не оказывают ему серьезного отпора, не переходят в контрнаступление на других участках фронта, чтобы отвлечь турок и их союзников от Африна - западной части сирийского Курдистана. Складывается впечатление, что на каком-то уровне достигнута некая договоренность, согласно которой турки установят, как они и пообещали, 30-километровую буферную зону вдоль границы, а курды не станут этому препятствовать.
Имитацией можно счесть и официальные протесты Дамаска после начала турецкой операции. Эти формально грозные заявления на деле мало чего стоят. Хотя северные курдские районы формально и входят в состав Сирии, власть президента страны Башара АСАДА на них не распространяется. И угроза сбивать турецкие самолеты, нарушившие воздушное пространство Сирии, едва ли будет реализована. Хотя бы по той причине, что это совершенно не входит в планы Кремля - покровителя и спасителя сирийского руководства.
Что касается России, то и ее заявления об обеспокоенности ситуацией на севере Сирии - имитация осуждения. Своеобразная обязательная программа, которую нельзя не исполнить, но которая вряд ли будет иметь серьезные последствия. Логично предположить, что детали операции в Африне обсуждались в ходе неожиданного визита в Москву
18 января глав турецкого Генштаба и разведки. Для Кремля такое развитие событий едва ли было сюрпризом. Показательно, что российские военные были свое­временно выведены именно из тех районов, которые подверглись ударам турецкой авиации. Что дало курдам повод обвинить Москву в сговоре с Анкарой.
И наконец, Вашингтон. В его исполнении вся деятельность на сирийском направлении в последнее время выглядит имитацией. Имитацией четкой и целостной стратегии, преследующей конкретные цели. Чего стоит одно только заявление о намерении способствовать созданию вооруженных формирований сирийских курдов численностью 30 тыс. человек. И хотя затем официальные лица в Вашингтоне попытались отыграть назад и убедить Анкару, что американцев не так поняли, было уже поздно.
Максим ЮСИН, обозреватель, “КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть