1275

Дверное решение

Из каких ещё международных организаций может уйти Россия

Ключевым решением завершившейся вчера сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) стало продление санкций в отношении российской делегации и лишение ее до апреля этого года ключевых прав - голосовать и участвовать в работе руководящих органов. В ответ спикер Госдумы РФ Сергей НАРЫШКИН подтвердил ранее озвученную позицию российской делегации в ПАСЕ, заявив, что Россия покидает ассамблею до конца года и рассматривает вопрос о целесообразности членства в Совете Европы. Принятые решения вряд ли полезны обеим сторонам. Реакция официальных лиц в Москве на этот инцидент показывает: российская элита вспоминает старые обиды на европейцев и готова (или делает вид, что готова) хлопнуть дверью.

Напомним, в апреле 2014 года ПАСЕ до конца года исключила представителей России из всех руководящих органов ассамблеи. Поводом стало вхож­дение Крыма в состав РФ. В связи с этим российская делегация тогда досрочно покинула сессию. Сейчас решение ПАСЕ принималось на фоне эскалации конфликта на Украине, в способствовании которому на Западе подозревают Россию.
Член Совета Федерации РФ Игорь МОРОЗОВ заявил в минувший четверг: “ПАСЕ уже пре­вратилась в маргинальную, радикализированную по принципам приверженности американской политике в Европе организацию. Здесь каждый старается в большей степени выйти на антироссийскую риторику, чтобы продемонстрировать свою преданность США”.
Сколько дверей будет захлопнуто Россией или перед ней в ближайшие месяцы? Дорожит ли Россия вообще своей интеграцией в мировое сообщество или готова без сожаления покинуть глобальные и региональные структуры? Полной картины пока нет. До конца 2015 года Москва решит, продолжать ли сотрудничество с Советом Европы (СЕ), сказал глава думского комитета по международным делам Алексей ПУШКОВ. Есть о чем подумать: все равно 28 млн. евро, потраченные Россией на ежегодный взнос в европейские структуры (СЕ, ПАСЕ, ЕСПЧ), индульгенцию на перекройку постсоветского пространства не дают. Дальше пойдет легче: выход из СЕ прекратит юрисдикцию Страсбургского суда на территории России, пояснил министр юстиции Александр КОНОВАЛОВ. У тысяч россиян, не нашедших справедливости в российских судах, не будет возможности судиться с Россией в Страсбурге. А в рамках импортозамещения можно создать Евро­азиатский суд по правам человека, как предлагал экс-губернатор Свердловской области Эдуард РОССЕЛЬ.
Чтобы не слушать ежедневные упреки миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Украине, можно выйти и из состава ее участников. И заодно свернуть сотрудничество с Венецианской комиссией, следящей за соответствием национального законодательства европейским стандартам и контро­лирующей выборы. Тут даже обоснования не потребуются - просто в рамках сокращения бессмысленных расходов. Венецианская комиссия дала негативный отзыв на закон об иностранных агентах. А в 2014 году Россия по-дружески попросила ее проверить законность постановления Верховной рады о смене власти. И что?
Тяжелее будет даваться выход из финансовых и экономических структур - ВТО, МВФ, ВБ, ЕБРР. Прагматические соображения могут перевесить нежелание жить под диктовку дядюшки Сэма. Совсем невозможно вообразить себе выход из FIFA и UEFA - ведь тогда не будет зрелищ. Свято и место России в Совбезе ООН, ведь оно поддерживает статус страны как мировой державы и дает право вето на решения Совбеза.
Громкие обещания уйти из международных структур вызывают неприятные аналогии. Из Лиги наций в предвоенные годы вышли Япония, Германия (1933 г.) и Италия (1937 г.). СССР исключили из нее в декабре 1939 года, вскоре после перехода Красной армией границы с Финляндией. “Лига наций по милости ее нынешних режиссеров превратилась из кое-какого инструмента мира, каким она могла быть, в инструмент англо-французского блока по поддержке и разжиганию войны в Европе - это уже не Морозов, а из газеты “Правда” от 16.12.1939 г. - При такой бесславной эволюции становится вполне понятным решение об “исключении” СССР. Что же, тем хуже для Лиги наций и ее подорванного авторитета”. В 2009 году Организацию американских государств (ОАГ) покинул Гондурас - вскоре после захвата власти военными. Но Россия не Гондурас. Венесуэла при ЧАВЕСЕ (Уго, экс-президент. - Ред.) много раз угрожала выходом из ОАГ, но так и не вышла.
“Ведомости”

А тем временем

Давить на Россию бессмысленно

Глава мониторингового комитета ПАСЕ Штефан ШЕННАХ (на снимке), готовивший доклад по полномочиям российской делегации, но не сумевший добиться облегчения санкций, рассказал вчера российскому изданию “КоммерсантЪ”, как он намерен вернуть россиян в ПАСЕ. 

- Когда вы поняли, что пройдет не тот вариант, который вы предлагали?
- Честно говоря, довольно поздно. Я до последнего наде­ялся, что большинство будет на моей стороне. На первой встрече мониторингового комитета у моего предложения вернуть россиянам голос было стабильное большинство. Но потом совершенно неожиданно некоторые члены комитета переметнулись на другую сторону и проголосовали за поправку, которая превратила мой текст в его полную противоположность.
- В апреле прошлого года лишить РФ права голоса предложили именно вы. Почему вы изменили свою позицию?
- Тогда наши действия были результатом шока от аннексии Крыма. Это было что-то новое, очень тревожное, на что нужно было срочно реагировать. Но потом я увидел, что санкции ничего не решают. Среди европейских лидеров сегодня нет единства по этому вопросу, многие предлагают уменьшить давление, сознавая его бессмысленность. Я абсолютно убежден, что без РФ не может быть мира в Европе. Я также убеж­ден, что нельзя прерывать межпарламентский диалог даже в самые трудные времена.
- В ПАСЕ назвали главным критерием возвращения прав России деэскалацию украинского конфликта, но РФ себя стороной этого конфликта не признает. Как преодолеть это противоречие?
- Такова официальная позиция РФ. Но и в России, и за ее пределами прекрасно понимают, что она больше чем просто наблюдатель в конфликте. Я предлагаю не жонглировать словами, а совершать конкретные политические действия - решать проблему на Украине вместе с Россией.
- Что вы планируете делать? Российская делегация дала понять, что до конца года прерывает все контакты...
- Я уже говорил с генсеком Совета Европы, веду работу с дипломатами. В течение двух недель я проведу всю необходимую подготовительную работу в своем комитете, чтобы мы могли пойти другим путем. Я сделаю все, чтобы вернуть российскую делегацию (в ПАСЕ. - Ред.) как можно раньше - по специальному приглашению.
- Многие в Совете Европы убеждены, что РФ не выйдет из него, несмотря на громкие заявления. Ваше мнение?
- Я очень надеюсь, что Россия не будет радикально реагировать на это глупое голосование. Не уверен, что у большинства в ПАСЕ всегда есть адекватное понимание того, к каким серьезным последствиям их действия могут привести. Что они дают аргументы тем в РФ, кто выступает за разрыв с Советом Европы, что это может привести к дальнейшему отчуждению, что в перспективе это может стоить обычным россиянам доступа к Европейскому суду по правам человека, потери защиты, которую им дает Европейская конвенция по правам человека. Мне бы всего этого очень не хотелось. Скажу очень откровенно: на сей раз решающую роль сыграла позиция британских консерваторов. Но я сделаю все, что в моих силах, чтобы изменить расклад.
“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть