949

Эффект бумеранга

Санкционная политика США угрожает их собственной финансовой системе

Американская администрация все чаще использует угрозу санкций в качестве рычага давления - от России до Ирана и даже Китая. С точки зрения президента США и бизнесмена Дональда ТРАМПА (на снимке), американская экономическая машина в состоянии “перемолоть” соперников, не прибегая к силовым действиям. Однако в долгосрочной перспективе те же санкции могут стать угрозой для самих США и доминирующей роли доллара, опасаются американские бизнес-круги.

В конце прошлой недели президент США Дональд Трамп выступил с заявлением, посвященным новому подходу Вашингтона к иранской “ядерной сделке” от 2015 года и всей Исламской Республике в целом. Речь сводилась к тому, что сделка (заморозка ядерной программы Ирана в обмен на снятие со страны международных санкций) не работает, а против страны нужно ввести новые санкции - за поддержку международного терроризма и развитие баллистических ракетных технологий.
Какие конкретно санкции введут США, пока неизвестно. Трамп поручил разобраться с этим своим помощникам. Однако заявление американского лидера уже раскритиковали все стороны, которые “ядерной сделки” добивались: Великобритания, Франция, Германия, Китай и Россия.
Позиция международных посредников сводилась к одной мысли: пока Иран соблюдает условия ядерного соглашения, а угрозы Трампа могут привести к новой, крайне опасной эскалации для всего Ближнего Востока.
Глава МИД Ирана Мохаммад ДЖАВАД-ЗАРИФ уже предупредил о выходе страны из сделки, если США введут новые санкции.
“Балансирование на грани разрыва сделки - крайне плохая новость для бизнесменов и компаний, которые пытаются работать в Иране”, - заявила в эфире Bloomberg News журналистка агентства Гольнар МОТЕВАЛЛИ. Финансовая неопределенность, которую вызвали заявления Трампа, - одна из главных тем, которую развивают западные финансовые СМИ после обновления иранской стратегии Белого дома.
Новый виток иранских санкций - не единственное финансовое наказание, которым грозит Вашинг­тон своим международным парт­нерам.
В тени громких угроз, на которые не скупятся ни лидер США Дональд Трамп, ни глава КНДР КИМ Чен Ын, между двумя странами идет то же противостояние - финансовое. Наступление ведут по объективным причинам США.
За последние три месяца Вашингтон ужесточил санкции, бьющие по неразвитой, но довольно устойчивой эконом-политической системе Северной Кореи. Впрочем, направлены они были даже не против самой КНДР, а прежде всего против Китая, который считается главным кредитором северокорейского режима (на его долю приходится от 60 до 90% северокорейского товарооборота).
Ставка была на глубокое экономическое партнерство между США и Китаем. По логике американских санкций официальный Пекин сильно заинтересован делать деньги на территории Штатов. Если пригрозить, что китайские компании лишатся американских доходов, КНР согласится уступить на северокорейском направлении.
По данным британского издания The Economist, у четырех крупнейших китайских банков - Agbank, Bank of China, CCB, и ICBC - долларовые обязательства достигают суммы в $940 млрд. Исключение их из американской финансовой системы станет мощным ударом по их могуществу и лишит банков многих инвесторов. У американских крупных банков, в свою очередь, лишь $54 млрд. займов в ­юанях на территории Китая.
В августе, после очередного ужесточения санкций ООН против КНДР, целый ряд китайских компаний попал в американские черные списки из-за нарушения этого санкционного режима. Китайские госСМИ отреагировали нервно. “Кто давал право США решать, какие компании нарушают санкционный режим ООН?” - вопрошало англоязычное китайское издание The Global Times.
12 сентября в диалог с Пекином вступил министр финансов США Стивен МНУЧИН. Он пригрозил новыми мерами, если Китай не будет покладистым.
“Если Китай не будет следовать санкциям ООН, мы введем против китайцев дополнительные санкции и запретим доступ к американской и международной долларовой системе, - а это довольно много значит”, - заявил Мнучин на конференции телеканала CNBC.
21 сентября китайский Центробанк дал директиву прекратить кредитование северокорейских контрагентов. Однако Вашингтон решил не останавливаться на достигнутом. 26 сентября Минфин США внес в черные списки еще 19 банков и восемь компаний из КНДР, которых активно кредитовали в Китае.
Кстати, в американские черные списки нарушителей санкционного режима против КНДР попали и российские компании. Впервые Вашингтон связал отечественный бизнес не с проблемами Крыма или конфликтом на востоке Украины, а именно с северокорейским вопросом.
Политика санкций активно дискутируется в самих США. Об этом шла речь в том числе на семинаре, организованном Finan­cial Service Volunteer Corps - авторитетной некоммерческой организацией, объединяющей пред-
ставителей американского финансового сектора. Встреча прошла в конце сентября в Нью-Йорке. Единственным приглашенным лицом из России здесь был Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам.
В мероприятии принимали участие Адам Шубин, заместитель министра финансов в администрации предыдущего президента США Барака ОБАМЫ, а также Роберт МОCБАХЕР-младший, президент Американской корпорации зарубежных инвестиций (OPIC), которая финансируется правительством США и консультирует власти о том, как принимаемые решения влияют на бизнес-климат.
Как рассказал Тимофеев Газете.Ru, семинар был посвящен последствиям введения американцами новых санкций. По его словам, санкционная политика воспринимается в США как наименьшее из зол, когда дипломатия не срабатывает, а война нежелательна или невозможна, особенно с такой страной, как Россия. Однако наращивание санкций в долгосрочной перспективе может подорвать доверие к доллару и мировой финансовой системе, по сути, возглавляемой США.
“Американские санкции основаны на доминирующей роли доллара. В этом контексте у стран, рассчитывающих финансовые риски от возможных новых санкций США, возникает вопрос: “А не перестраховаться ли нам?” - рассказывает Иван Тимофеев.
Этот процесс отражает более общий тренд на “гибридную политику”, которая становится доминирующей в современных международных отношениях. “Зеркальность закончилась. Сегодня гибридная политика - это попытка найти баланс в ситуации, когда сила разная. Когда, скажем, на расширение НАТО отвечают нарастанием активности в киберсфере, - рассказывал в интервью Газете.Ru председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор ЛУКЬЯНОВ. - Когда же мы отвечаем другим на то, что нам сделали, это невозможно упорядочить”.
В этих условиях в мире может подспудно увеличиваться спрос на “альтернативные финансовые системы”, рассуждает Иван Тимофеев. Китай и его финансовая мощь находятся в центре этой дискуссии. “Понятно, что антироссийские санкции находятся на периферии внимания американского бизнеса. Наши объемы экономического взаимодействия сравнительно малы. Но они укладываются в тот же тренд: если число подсанкционных стран будет расти, риски для международной финансовой системы тоже будут возрастать”, - добавил эксперт.
В любом случае санкции увеличивают неопределенность для бизнеса и повышают цену риска. Поэтому бизнес ждет от американских регуляторов крайне осторожной и выверенной политики, а не “ковровой бомбардировки” санкциями.

Газета.Ru

Поделиться
Класснуть