5038

Гоголь-моголь и культур-мультур

Так кого же президент России Владимир Путин назвал “дураками”?

Брошенная главой РФ Владимиром ПУТИНЫМ фраза “да дураки…” в ответ на обращение известного актера Евгения МИРОНОВА в защиту “Гоголь-центра” может показывать, что иллюзий относительно ситуации в стране никто не испытывает - ни верховная власть, ни лояльные деятели культуры. И в том плане, что любой человек может оказаться практически беззащитным перед активностью силовых ведомств, и в том, что из механизмов защиты и поиска справедливости остался лишь один - обращение к первому лицу. Да и то без особых гарантий.

В истории с обысками в “Гоголь-центре” диалог Евгения Миронова с президентом на церемонии вручения госнаград в минувшую среду заслуживает отдельного внимания.
Формат этой церемонии двухчастный - сперва идет официальная часть, затем неформальное общение главы государства с награжденными. В тот момент, когда камер рядом нет, как раз и есть шанс обратиться к главе государства с просьбой, ожидая, что она будет услышана, но не воспринята в качестве попытки давления. Все вроде бы условно приватно, обстановка располагает.
Судя по свидетельству журналиста Андрея КОЛЕСНИКОВА, Миронов в разговоре упирал на то, что Запад воспримет обыски в театре в духе общей русской дикости и репрессивных практик восточной деспотии, а потому эффект от готовящихся переговоров Владимира Путина с новым французским коллегой будет как минимум омрачен этими обстоятельствами, а то и вовсе обнулен.
- Зачем? Ну зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!
- Да дураки, - неожиданно сказал Владимир Путин.
С российскими властями такое бывало не раз, когда вместо разговора по существу о том, с чем они летят на Запад, получается разговор про дела, с их точки зрения, посторонние. Из относительно свежего и проходящего по культурной части у Владимира Путина уже было дело Pussy Riot, когда отечественные ценители искусства в погонах создали российскому президенту, сами того не понимая, серьезные проблемы для общения с западными партнерами. Не столько в политическом плане, сколько в информационном.
Образ России, который нынешняя телепропаганда выдает за какой-то русофобский заговор, - это не в последнюю очередь отголоски дела Pussy Riot, срока Олега СЕНЦОВА (украинский режиссер, 25 августа 2015 года осужден в России за подготовку терактов в Крыму, приговорен к 20 годам колонии строгого режима. - Ред.), истории вокруг чеченских геев и прочих скандалов.
Из обрывка разговора, конечно, сложно понять, что имел в виду Владимир Путин. Снисходительным словом “дураки” он, с одной стороны, дистанцировался от проблемы, а с другой - оставил широкий простор для интерпретаций. В конце концов эта фраза и к театральному менеджменту могла относиться. Дескать, нахимичили с бюджетами и устроили сами себе на ровном месте неприятности - ну не дураки ли, в самом деле?
Но если не усложнять, то с наибольшей вероятностью определение “дураки” относится к излишне ретивым правоохранителям, не понимающим тонкостей политического момента и слабо понимающим в искусстве. А теперь президенту приходится иметь дело с обращениями и воззваниями коллег Серебренникова.
Про следователей, в конце концов, все и так понятно - вспомнить хотя бы, как премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ в ответ на жалобы тележурналистов, мол, не слишком ли было ломиться к режиссеру-документалисту Павлу КОСТОМАРОВУ в семь утра с обыском по “Болотному делу”, обозвал следователей “козлами”.
Скорее всего, ни Дмитрий Медведев не был особо в курсе, кто такой Павел Костомаров, ни Владимир Путин на постановки “Гоголь-центра” не ходил. Власти больше реагируют на слова “обыски у деятелей культуры”. Правда, заступничество известного режиссера Александра СОКУРОВА за режиссера Сенцова на совете по культуре и искусству не слишком помогло, но там было мероприятие официальное (то есть под камеры), да и дело Сенцова - это чистая политика, ведь статья-то про терроризм, как и объяснил Сокурову Путин.
Обыски в “Гоголь-центре” проходят по статье “финансовые злоупотребления”, но пока дело тоже непонятно чем обернется, если версия культурного сообщества и общественности была представлена гласно и публично, то какую логику, оправдываясь, предложат президенту следственные органы, мы точно не узнаем. Скорее увидим, чей аппаратный вес окажется больше.
В принципе, эксцессы исполнителя российским лидерам также вполне понятны. Сам факт того, что следователи кого-то обыскивают, совсем не является обвинением в их глазах. Работа такая у людей. А у людей творческих другая работа, они люди тонкие, и надо бы, конечно, как-то нежнее относиться к их потребностям. Иначе они начинают громко жаловаться, эти служители муз. Баланс интересов, конечно, тут важен, но ведь важна работа и актеров, и следователей.
Впрочем, в данном конкретном деле придется, пожалуй, признать перегибы на местах, ибо обратились к президенту с посланием люди авторитетные, лояльные и ранее во фронде не замеченные.
Евгений Миронов и актриса Чулпан ХАМАТОВА в 2012 году снимались в роликах в поддержку кандидата Владимира Путина, а Олег ТАБАКОВ выступал в качестве его доверенного лица. Им президент доверился, деятели культуры ему доверились, и не могут они обмануть доверие друг друга.
Однако остается впечатление, что в последние несколько лет что-то портит звучание этой симфонии культуры и власти. Раз уж люди культуры массово начали выступать в защиту “Гоголь-центра” - тут и впрямь перейден какой-то критически важный рубеж.
Видимо, слишком близко подступили люди в погонах к тонким материям.
Все это, конечно, целиком находится в контексте хорошо известной темы отношений художника и власти. Власть художника любит, но не забывает, что художник - человек увлекающийся и ненадежный. Художник власть ценит, но старается помнить, что служит искусству, а никак не монарху - такая вот диалектика.
ктер Евгений ВЕСНИК в своих мемуарах вспоминал, как он выступал в 1974 году на праздничном концерте в День милиции: “Идет трансляция по телевидению. В зрительном зале работники МВД. В первом ряду самые-самые что ни на есть руководящие генералы, полковники. Чины! Кругом нервная вибрация. Объявляют меня. Читаю композицию из книги “Габровские уловки”. Смеются, хлопают, не отпускают.
Предлагаю зрителям монолог городничего из гоголевского “Ревизора”. Предложение встречается аплодисментами. Ну как же иначе! Городничий и милиция - что-то родственное! Читаю. Бурные аплодисменты. Еле-еле отпускают. Довольны - ублажил.
Через два дня по телевидению повтор этого концерта в записи. Монолог городничего (и я с ним) вырезан! Нэма монолога! Звоню в редакцию: в чем дело? Ой, отвечают, у нас неприятности: сняты с работы редактор и режиссер съемки этого злополучного концерта. По вашей вине!
- Боже! Что я-то сделал нехорошего?
- Не надо было читать монолог городничего! Вы всех подвели!
- Так ведь Гоголь же!
- Во-первых, редактор не согласовал с вами текст, который вы будете читать на бис. И во-вторых, режиссер на тексте городничего “Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” без злого умысла приказал телеоператору дать панораму лиц, сидевших в первом ряду!”
P.S. Лишь 12 лет спустя я снова был приглашен в концерт, посвященный Дню милиции, с просьбой не читать ничего из “Ревизора”.
Классика не устаревает.
Газета.Ru

Только факты

За что наехали?

Обыски в московском театре “Гоголь-центр” и дома у его худрука Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА прошли 23 мая в рамках дела о хищении госсредств.

По данным сайта госзакупок, с 2013 года “Гоголь-центр” ежегодно заключал госконтракты с некоммерческой организацией “Седьмая студия”, созданной в июле 2011 года, на покупку декораций, совместные постановки, передачу прав на произведения. Общая сумма контрактов составила 3,9 млн. руб. (около $120 тыс. по среднему курсу в те годы). По версии следствия, люди из руководства “Седьмой студии” с 2011 по 2014 год похитили бюджетные средства в размере около 200 млн. руб. ($6,2 млн.), которые государство выделило на развитие и популяризацию искусства в России.
Серебренников - владелец “Седьмой студии”, а его помощница Анна ШАЛАШОВА - гендиректор организации. Режиссера Серебренникова допросили в Следственном комитете. Он проходит по делу как свидетель.
Задержаны бывший гендиректор и бывший главный бухгалтер “Седьмой студии” Юрий ИТИН и Нина МАСЛЯЕВА. Итин, которого суд позднее отправил под домашний арест, факт хищения не признал, а Масляева согласилась на сделку со следствием. Ее оставили под стражей.
Би-би-си, tvrain.ru

Кстати

Минкульт - в курсе

Глава Министерства культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ заявил, что в министерстве знали о расследовании, в рамках которого проводились обыски у режиссера Кирилла Серебренникова и в “Гоголь-центре”. “Соответствующие службы министерства были в курсе”, - сказал он.

“Надеюсь, следствие будет проведено максимально непредвзято и без демонстративной жесткости. Ибо люди творческие больше реагируют на форму, а не на содержание. Потому не случайно вроде бы традиционные действия силовиков вызвали такой большой эмоциональный отклик”, - сказал он. Министр отметил, что Серебренников “вообще находится лишь в статусе свидетеля”. Также он напомнил о презумпции невиновности. По его словам, “бросаться в СМИ априори до суда обвинениями незаконно”. “Но и переводить вопросы хозяйственно-финансовой деятельности в плоскость околотворческой и околополитической истерии недопустимо. Из-за озлобленных споров за или против позиции художника не слышен голос правды. А правда одна: закон един для всех”, - резюмировал он.
Gazeta.ru


Поделиться
Класснуть