2778

Кадр решает всех...

Что стоит за самыми масштабными назначениями и отставками, проведенными президентом России в минувший четверг

Если кто еще сомневался, что в России есть только один политик, сегодня все сомнения окончательно отпали. За один день глава РФ Владимир ПУТИН снял и назначил четверых губернаторов, трех полпредов, главу Федеральной таможенной службы, украинского посла, а также объединил два стратегических российских региона. Всем остальным политическим силам - парламенту, правительству и, конечно, избирателям - остается лишь наблюдать за происходящим и гадать о причинах перемен. А главное - об их последствиях.

Первый вопрос, который возникает: почему так много отставок-назначений случилось в один день? Скорее похоже на спец­операцию, чем на “обычную ротацию”, как назвали происходящее в пресс-службе президента. Тем более подавляющее большинство новых назначенцев - люди в погонах. Впрочем, это вполне в русле закрытой от общества политики последних лет, сосредоточенной скорее в администрации президента, чем непосредственно на выборных участках.
Тем не менее определенная логика в кадровой рокировке все же есть.
Объективно у всех четверых потерявших свой пост губернаторов были проблемы на местах.
В седьмой десятке рейтинга Фонда развития гражданского общества фигурировал губернатор Кировской области Никита БЕЛЫХ, который, сидя в СИЗО по обвинению в получении взятки, “с пониманием” отнесся к решению президента. Чуть ниже стоял экс-глава Калининградской области Николай ЦУКАНОВ. И, наконец, практически замыкал рейтинг снятый в минувший четверг с поста губернатор Ярославской области Сергей ЯСТРЕБОВ. Регион считается одним из самых коррупционных, и, кроме того, области явно требуется срочное решение транспортных и инфраструктурных проблем.
Выше всех - в пятой десятке - стоял Сергей МЕНЯЙЛО (уже экс-губернатор Севастополя и новый полпред в Сибирском федеральном округе). Но его методы руководства городом вызывали скандал за скандалом: от конфликта с сотрудниками музея-заповедника “Херсонес Таврический” и местным парламентом до начавшегося сбора подписей за его отставку. Теперь, видимо, сбор подписей можно завершить.
Что касается назначения теперь уже бывшего замминистра промышленности Дмитрия ОВСЯННИКОВА в Крым, то тенденция на полный контроль над местными элитами, похоже, начинает сменяться на стратегию взаимодействия с ними. Это косвенно подтверждается и объединением Крыма с Южным федеральным округом - региональные элиты, по сути, приняли федеральные правила игры.
Но здесь скорее важно не кто ушел (есть в руководстве российскими губерниями фигуры и послабее), а кто пришел. Налицо укрепление федералов. Причем на три из четырех регионов президент решил поставить не просто выходцев из спецслужб, а, как заметил политолог Станислав БЕЛКОВСКИЙ, людей из своей личной охраны.
Пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ подтвердил, что это “именно личное решение главы государства”.
Помня о недавних перестановках в Федеральной службе охраны (ФСО, в мае пост главы ведомства занял Дмитрий КОЧНЕВ, ранее возглавлявший службу безопасности президента), назначении губернатором Тульской области Алексея ДЮМИНА из той же структуры и создании мощной Росгвардии во главе с “личником” президента Виктором ЗОЛОТОВЫМ, трудно не увидеть в этом тенденцию.
Некоторые эксперты уверены, что Путин выстраивает новую внутреннюю вертикаль, очищая ее от угроз переворота.
Впрочем, кадровую рокировку можно расценивать как некий “карт-бланш” людям не из “гражданки” - смогут ли они управлять регионами, где присутствуют местные элиты, а не четко выстроенная властная вертикаль, скрепляемая уставом.
Вероятно, для одних это назначение будет означать конец карьеры, но тех, кто покажет результат в реальной работе “на местах”, очевидно, может ждать новый карьерный рывок. Ведь большинство регионов находится в дефолтном состоянии, растет число россиян, жалующихся на задержку зарплат, число бедных увеличилось до максимума за девять лет.
Федеральные власти, как это происходит и сейчас, будут беречь рейтинг первого лица, спуская решение острых проблем на нижний уровень.
То есть главам регионов придется справляться с ростом протестной активности, полагаясь на собственные силы. Но не все к этому одинаково готовы.
Как отмечала в интервью Газете.ru политолог Екатерина ШУЛЬМАН, делая прогноз на 2016 год, “каждый регион будет действовать кто во что горазд, где какие сложились нравы. Поэтому в одних местах возможна неадекватная репрессивность, потому что губернатор там привык действовать жестко. А в других - такие же неадекватные уступки, потому что губернатор там может испугаться или у него нет федеральной “крыши”. Вот такая будет политика - “кто в лес, кто по дрова”. Но такая смешанная политика сегодня опасна - гораздо надежнее поставить в регионах генералов МВД и ФСБ, которые смогут эффективно купировать протесты, не делая их головной болью Кремля.
Кадровое планирование может быть и более долгосрочным. Не за горами выборы 2018 года. В случае если нынешний президент будет баллотироваться еще на один срок и выиграет выборы, неизбежно встанет вопрос о передаче власти в 2024 году или, может, даже раньше. Чтобы она произошла мирно и без потрясений, как в 2000-м, когда первый президент РФ Борис ЕЛЬЦИН передал власть “преемнику Путину”, надежные и верные люди из близкого окружения, на которых можно будет опереться, нужны будут не только в Москве, но и по всей стране.
А одним из возможных преемников вполне может стать кто-то из сегодняшних или вчерашних назначенцев - в качестве таковых называют и главу Росгвардии Виктора Золотова, и врио губернатора Тульской области Алексея Дюмина, и занявшего в четверг пост губернатора Калининградской области Евгения ЗИНИЧЕВА.
Проблема в том, что “верность” - понятие куда более относительное, чем стандартные профессио­нальные качества управленца. С одной стороны, понятно, что президенту, имеющему большой опыт работы в спецслужбах, проще работать с силовиками - один стиль управления, одна система координат. С другой стороны, люди в погонах далеко не всегда более эффективные менеджеры, чем гражданские. Скорее наоборот - они ждут приказов командира, а не берут ответственность на себя. То есть, расставляя силовиков по всей “вертикали”, глава государства может столкнуться с необходимостью замкнуть лично на себя принятие важных решений.
Газета.ru

Поделиться
Класснуть