1691

Курдский гамбит

Новое обострение ситуации в Сирии затрагивает интересы всех сторон конфликта

В ночь на пятницу турецкая артиллерия обстреляла позиции курдских отрядов “Сил народной самообороны” (СНС) в регионе сирийского Африна в 65 км от Алеппо. Как сообщило курдское агентство Firat, огонь велся по оборонительным рубежам у селений Марвания и Карзейла в местности Джандарис, а также возле Джемлы в секторе Ширава.

Напомним, ситуация в этом сирийском регионе резко обострилась после заявления представителей международной коалиции во главе с США (по борьбе с терроризмом в Ираке и Сирии) о том, что США “подготовят пограничную службу безопасности Сирии” из числа бойцов преимущественно курдских “Сил демократической Сирии” (СДС). Численность этой вооруженной структуры составит примерно 30 тыс. человек.
Эту новость в Турции встретили с возмущением. В частности, президент страны Реджеп Тайип ЭРДОГАН в минувший понедельник предупредил, что Турция уничтожит армию “сил безопасности границы”, которую США формируют на турецко-сирийском рубеже еще до того, как она будет создана (см. “Курды раздора”, “Время” от 17.1.2017 г.).
Отметим, основным ударным кулаком “Сил демократической Сирии” выступают курдские отряды СНС. Анкара считает СНС и связанную с ними курдскую партию “Демократический союз” ответвлениями запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана и террористическими организациями. На протяжении последних месяцев президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял о возможности проведения военной операции против них в сирийских регионах Манбидж и Африн. По данным телеканала Haberturk, в 2017 году Анкара трижды проводила техническую подготовку к операции в Африне, однако каждый раз наступление откладывалось, поскольку этот план отказывались поддержать другие страны.
И вот в ночь на пятницу турецкая армия фактически начала свою военную операцию против сирийских курдов в этом регионе.
Под турецкий обстрел попали также город Телль-Рафаат и населенные пункты Бейлуния и Айн-Декна. По ним вели огонь турецкие войска, размещенные в окрестностях пограничного города Аазаз. На момент подписания этого номера в печать сведений о пострадавших мирных жителях и нанесенном материальном уроне не поступало. По информации Firat, турецкая артиллерия атаковала позиции КСС в двух других курдских регионах Сирии - Кобани к северо-востоку от Алеппо и Эль-Маликии (провинция Хасеке).
А как ранее сообщили турецкие СМИ, инженерные подразделения демонтировали в четверг на границе секции бетонной стены в 12 точках, через которые к Африну выдвинется бронетехника. В свою очередь курдские бойцы СНС, готовящиеся дать отпор турецким войскам, перекрыли противотанковыми рвами шоссе, ведущее из Африна в Аазаз.
Кстати, военно-воздушные силы Сирии готовы сбить любой турецкий военный самолет над территорией Сирии, заявил ранее замминистра иностранных дел страны Фейсал МЕКДАД. По его словам, любые действия турецких военных в районе города Африн на северо-западе Сирии будут считаться “актом агрессии в отношении суверенитета Сирийской Арабской Республики”, передает местное информагентство САНА.
Тем временем в минувший четверг госсекретарь США Рекс ТИЛЛЕРСОН заявил, что у Соединенных Штатов нет намерений создавать силы безопасности на сирийско-турецкой границе. При этом глава американского внешнеполитического ведомства выразил мнение, что “вся ситуация была неверно представлена, неверно описана”. Госсекретарь утверждал также, что США лишь оказывают помощь в подготовке сирийских формирований, контро­лирующих те районы Сирии, которые освобождены от боевиков “Исламского государства” (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ).
“Вся ситуация была неверно представлена, неверно описана. Некоторые люди оговорились. Мы вовсе не создаем силы безопасности на границе (Сирии и Турции. - Ред.). Досадно, что высказывания ряда лиц оставили такое впечатление, мы этим не занимаемся”, - заявил репортерам на борту самолета Рекс Тиллерсон, возвращаясь в Вашингтон из Ванкувера, где прошла международная встреча по проблемам Северной Кореи. По словам господина Тиллерсона, этот вопрос он детально обсудил в Ванкувере с министром иностранных дел Турции Мевлютом ЧАВУШОГЛУ.
NEWSru.com, “КоммерсантЪ”, РБК

 

Комментарий в тему

Для России важно склонить США к диалогу с ней...

Сейчас главная тема на повестке дня Турции - уже фактически начавшаяся операция турецких войск против курдских отрядов в сирийском Африне. В процессе развития этих событий один из самых волнующих вопросов состоит в следующем: как Россия отреагирует на операцию в Африне? Из заявлений президента Турции Рэджепа Тайипа ЭРДОГАНА становится понятно, что контакты с Москвой по этому вопросу идут за закрытыми дверями.

Ответить прямо на этот критически важный вопрос в духе “Россия скажет “да” или Россия однозначно скажет “нет” крайне сложно.
Прежде всего следует отметить, что после того, как операция в Африне возникла на повестке дня, Москва, если не считать заявления из уст министра иностранных дел РФ Сергея ЛАВРОВА, пребывает в молчании, и это обращает на себя внимание. В этом заявлении Лавров сказал, что решение США может нанести вред территориальной целостности Сирии. Но отметив, что в Африне должен обеспечиваться режим прекращения огня, Лавров отправил скрытый сигнал и Анкаре. Нетрудно догадаться, что Россия, которая желает прекращения гражданской войны в Сирии и скорейшего перехода к процессу мирного урегулирования, не сторонница начала столкновений в Африне, где находятся ее собственные военные. Москва хотела бы, чтобы Турция сосредоточилась не столько на наступлении на курдские отряды в районе Африн, сколько на обезвреживании джихадистских сил в Идлибе.
Российский эксперт Андрей КОРТУНОВ, поделившийся своими взглядами с газетой “КоммерсантЪ”, придерживается того мнения, что операция в Африне может привести к выходу курдов из мирного процесса в Сочи и, следовательно, Москва не будет благоволить такой операции.
Другой российский эксперт Андрей ФЕДОРОВ говорит, что России, даже если она не одобряет операцию в Африне, непросто зажечь красный свет, поскольку это чревато риском потери Турции, при этом расчеты Эрдогана тоже опираются на это ожидание.
В этой ситуации Россия в данном вопросе должна найти такой выход, который позволит не настроить против себя Турцию, не толкнуть YPG окончательно в объятия США и не навредить своим интересам. Возможно, Москва в попытке решить это сложное уравнение ищет формулу “без операции”.
Но независимо от того, зажжет ли Москва зеленый свет или нет, вопрос Африна, который для Турции является вопросом выживания, - только один акт “большой пьесы” для России.
Тогда чего на самом деле хочет Россия?
Несмотря на то, что в данный момент Россия построила союз с Турцией и Ираном в Сирии, русские, весьма вероятно, не относятся к этому трехстороннему сотрудничеству как к постоянному союзу. Для России важно усилить свои позиции в Сирии, склонить США к диалогу с ней и, сев с ними за один стол, создать представление, что две страны “равны”. Это важнейшая тактика российской дипломатии не только в Сирии, но и во многих других международных вопросах.
То есть на самом деле для России важнее суметь наладить отношения с США.
Дженк БАШЛАМЫШ, турецкий эксперт по России, inoСМИ.ru

Поделиться
Класснуть