2981

Лишь бы не было войны...

Малайзийский “Боинг” сбил сумасшедший, чтобы развязать мировую войну. Это утверждение похоже на бред. 
Но альтернатива проста: конфликт в Донбассе должен быть погашен, иначе безумие войны поглотит Европу и немалую часть остального мира.

Гибель пассажирского лайнера над Украиной 17 июля 2014 года и убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года разделяют сто лет. Есть ли что-то общее между этими двумя трагедиями? Да, потому что гибель “Боинга” - немыс­лимая трагедия с непредсказуемыми последствиями. Однако последствия пытаются просчитать и по возможности предотвратить. Нет, потому что в 1914 году все хотели войны. Нужен был только предлог и последний толчок. Тогда мотылек топнул. Главная задача в 2014 году - не дать мотыльку топнуть снова.
Новый июльский кризис снова меняет игру и на политическом, и на экономическом поле, говорят эксперты.
Мир в очередной раз оказался на распутье в той точке, когда возможны различные варианты развития событий.
Гибель малайзийского самолета “переводит всю украинскую драму в совершенно новое измерение и новый международный контекст”, говорит политолог из Московского центра Карнеги Лилия ШЕВЦОВА.
Она отмечает, что “по сути, речь идет о подозрении в осуществлении акта международного терроризма”, который привел к массовой гибели граждан западных стран. “Запад будет вынужден реагировать на акты международного насилия, очевидно, новым пакетом политических, экономических, скорее всего, военных мер, если не удастся уговорить Россию отвести войска от границы, и унять пророссийских сепаратистов на Востоке Украины”, - сказала Шевцова в интервью Би-би-си. Однако, по ее оценке, последняя задача представляет определенные трудности для Кремля.
Многие склонны обвинять в гибели “Боинга” именно сепаратистов, выпустивших по нему ракету, которую они могли получить только из российского источника. Это отмечает старший партнер в консалтинговой фирме Macro Advisory в Москве Крис УИФЕР. Он ссылается на мнение экспертов, которых цитируют СМИ.
“Если обвинения подтвердятся, резко усилится давление на Москву, чтобы она дистанцировалась от сепаратистов и на деле показала, что закрывает границу, дабы помешать переброске военной техники в Восточную Украину”, - отмечает Уифер в аналитической записке “Насколько серьезно меняется игра”. В противном случае, по мнению Уифера, Россия рискует испытать на себе санкции третьего уровня.
“Большинство из нас на Западе, и даже в Москве, если честно, знают совсем немного”, - замечает глава Российской и евразийской программы Королевского института международных отношений в Лондоне Джеймс НИКСИ. “Политические последствия крушения самолета над Украиной будут зависеть от достоверности проверяемых доказательств, - заявил Никси. - Очевидно, что ставки повышаются”.
“Россия должна, очевидно, осознать важность этого переломного момента. Конечно, Путин и Кремль должны серьезно задуматься о том, как деэскалировать ситуацию. Продолжение будет возлагать на Россию ответственность и за кровопролитие, и за подобные инциденты”, - говорит Лилия Шевцова.
До гибели “Боинга” многие считали конфликт на юго-востоке Украины внутренним делом этой страны, говорит профессор российской Высшей школы экономики Максим БРАТЕРСКИЙ. По его словам, “многие принимали ту точку зрения, что есть группка каких-то террористов и негодяев и происходит антитеррористическая операция”. Теперь, считает Братерский, “трудно продолжать это рассматривать как мелкий локальный инцидент. Наверное, теперь это будет рассматриваться как война”.
Трагедия авиалайнера не очень повлияет на ситуацию на востоке Украины, прогнозирует политолог, глава киевского центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир ФЕСЕНКО. Она, скорее, повлияет на международную ситуацию вокруг кризиса, а тем временем боевые действия будут продолжаться, полагает он.
По мнению киевского эксперта, Россия будет настаивать на прекращении огня под предлогом стабилизации обстановки. “При этом может вбрасываться идея немедленного введения миро­творческого контингента, чтобы заморозить этот кризис, сохранить хотя бы часть территории Донбасса под контролем сепаратистов”, - предполагает Фесенко.
Трагические события, говорит он, могут стимулировать практические действия по международному вмешательству в блокирование кризиса.
В составе предполагаемого миротворческого контингента не должно быть россиян, поскольку поддерживающая сепаратистов Россия, по словам Фесенко, - сторона конфликта. Контингент может быть введен только с согласия Украины и при условии, что это будет способствовать реализации плана президента страны Петра ПОРОШЕНКО. Речь идет о создании гуманитарных коридоров, разблокировании административных зданий, разоружении боевиков и проведении перевыборов местных органов власти.
Пока же логика развития ситуации в Донбассе, очевидно, иная. Если не удастся военным или переговорным путем заставить ополченцев (инсургентов, сепаратистов, боевиков - термины могут быть разными) сложить оружие, они станут коллективным “бен Ладеном”, а юго-восток Украины превратится в “европейскую зону племен”, опасается аналитик.
“Россия - последняя страна, которой это нужно было”, - уверен Максим Братерский. Но и в то, что это было выгодно нынешнему правительству Украины, он тоже не верит, “потому что уж больно несоразмерный шаг”.
Гибель самолета, однако, может сделать осязаемой перспективу введения санкций третьего уровня, полагает Крис Уифер. Игра может измениться, вопрос - как. Либо Россия выберет путь самоизоляции в ответ на международную критику, если обвинения подтвердятся, либо трагедия “Боинга” ознаменует “конец или начало конца самой опасной фазы конфликта в восточной Украине”.
После уничтожения малайзийского самолета в небе над Украиной Запад будет вынужден менять свою парадигму попустительства в отношении этой войны, полагает Лилия Шевцова. Она считает, что формат контактной группы в составе представителей Украины, России, сепаратистов и ОБСЕ себя исчерпал. Нужны формы перемирия, которые позволят на деле прекратить кровопролитие в Донбассе, потому что “насилие уже принимает формы, угрожающие международной безопасности, угрожающие жизни граждан других государств”.
Владимир Фесенко считает необходимым возвращение в переговорный процесс американцев. “Все будет зависеть еще и от того, какую позицию займет Америка”, - говорит Шевцова. В готовности Европы к серьезным шагам она сомневается: “Я не уверена, что Европа будет жестко реагировать, хотя, конечно, и Берлин должен будет задуматься о том, что нужна какая-то другая система мер, которая бы позволила прекратить насилие”.
США и ЕС играют в злого и доброго полицейского, полагает Крис Уифер. США ужесточают риторику и санкции, Европа взяла две недели на размышление и пытается избежать дополнительных мер.
Накануне бывший госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН сказала, что Европе нужно занять более активную позицию, ведь самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур. Если подтвердятся подозрения о причастности России к гибели лайнера, Европа, по мнению Клинтон, должна ужесточить санкции, как можно скорее найти альтернативу “Газпрому” и оказать военную помощь Украине.
Европе следует принять новую энергетическую стратегию, в противном случае ей придется и дальше рассчитывать “на милость Путина и “Газпрома”, заявила Клинтон в эфире телеканала PBS.
Военное вмешательство Запада в конфликт Владимир Фесенко считает маловероятным, рассчитывать можно, скорее, на военно-техническую помощь США и гуманитарную со стороны Европы. Он не исключает, впрочем, военно-технической помощи Украине со стороны некоторых европейских стран.
Еще совсем недавно казалось, что в Донбассе можно ожидать продолжения длительной, но вялотекущей повстанческой активности, отметил Крис Уифер. Окончание крупномасштабных боевых действий означало бы ослаб­ление режима санкций и относительное спокойствие на рынке капитала.
По словам Уифера, трагедия самолета “Малайзийских авиалиний” меняет прогноз. Давление будет оказываться как на Москву, так и на Киев с целью заставить их добиться эффективного прекращения огня.
С гибелью лайнера, считает Лилия Шевцова, “мы вступили в новую эпоху неожиданно для себя. Мы уже живем в новом времени и в новом измерении”.


Би-би-си

Поделиться
Класснуть