1220

Не будем дружить домами!

Синод РПЦ прекратил евхаристическое общение с Вселенским патриархатом

     Священный синод Русской православной церкви ответил на действия Константинопольского патриархата, который в минувший четверг отменил решение, принятое в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и снял анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария. Иерархи РПЦ заявили о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом и призвали предстоятелей других православных церквей дать оценку действиям Константинопольского патриархата.

В понедельник Священный синод РПЦ, впервые собравшийся в Минске, опубликовал заявление “в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской православной церкви”. “С глубочайшей болью Священный синод Русской православной церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской патриархии о принятых решениях Священного синода Константинопольского патриархата: о подтверждении намерения “предоставить автокефалию Украинской церкви”; об открытии в Киеве “ставропигии” Константинопольского патриарха; о “восстановлении в архиерейском или иерейском чине” лидеров украинского раскола и их последователей и “возвращении их верующих в церковное общение”; об “отмене действия” соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата”,- говорится в заявлении иерархов РПЦ. Синод РПЦ считает, что Константинополь принял “беззаконные решения” “в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской православной церкви и всей полноты Русской православной церкви, а также братских поместных православных церквей… к всеправославному обсуждению вопроса”.
Напомним, 11 октября члены синода Константинопольской церкви отменили постановление 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского. Еще одним решением Константинополя стало снятие анафемы с бывшего митрополита Киевского, а ныне никем не признанного в православном мире патриарха Киевского Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария. В апреле этого года президент Украины Петр Порошенко обратился к вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой дать автокефалию Украинской церкви. Вслед за этим Филарет и Макарий заявили, что решение Константинополя дает им возможность создания на Украине единой поместной церкви.
На Украине действуют три православные церкви. УПЦ МП во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на территории Украины. УПЦ КП во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий.
“Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами святой церкви: “Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине”, - заявили члены синода РПЦ, ссылаясь на второе правило Антиохийского собора и 10-е и 11-е апостольские правила. Решение Константинопольского патриархата о “восстановлении” канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета (Денисенко), отлученного от церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архи­ерейских соборов РПЦ, утверждают в синоде.
Иерархи считают, что акт 1686 года, подписанный Константинопольским патриархом Дионисием IV и Священным синодом Константинопольской церкви, “пересмотру не подлежит”: “Решение об его “отзыве” канонически ничтожно. В противном случае было бы возможно аннулирование любого документа, определяющего каноническую территорию и статус поместной церкви - вне зависимости от его древности, авторитетности и общецерковного признания”.
“Попытка Константинопольской патриархии решать судьбу Украинской православной церкви без ее согласия является антиканоническим посягательством на чужие церковные уделы, - говорится в заявлении. - Призываем предстоятелей и священные синоды поместных православных церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело единой святой соборной и апостольской церкви”.
“Разрыв евхаристического общения между РПЦ и Константинополем стал логичным следствием этих решений, - поясняет глава Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман ЛУНКИН. - Это значит, что верующие не смогут принимать участие в таинствах в храмах Константинопольского патриархата по всему миру”. “Заявление синода является образцом взвешенного и аргументированного подхода к оценке действий Варфоломея, - считает эксперт. - РПЦ показала ему, что он решил похитить то, что ему не принадлежит”. При этом “синод избежал лишних эмоций, прямых обвинений в ересях и призывов к анафемам, к чему открыто призвали многие православные консерваторы”. “По итогам принятых решений для РПЦ будет принципиально важно собрать мнения лидеров православных церквей в разных странах мира, - отмечает господин Лункин. - Пока ни одна церковь напрямую не одобрила действия Варфоломея. Он может оказаться в меньшинстве”.
Украинские чиновники и православное духовенство неоднозначно отреагировали на заявление синода РПЦ. По словам собеседника в Украинской православной церкви (Московского патриархата), “ситуация напоминает непростой развод супругов и переход к новой фазе отношений”. “Перспектива получения томоса (решение об автокефалии) не должна стать для украинских православных необходимостью выбирать, с кем идти и против кого, - отметил собеседник. - Они должны сохранить возможность быть признанными частью мирового православия, не выбирать, в какой православной церкви креститься и венчаться, а иметь возможность быть сопричастными таинств в любой из них”.
Депутат Верховной рады от Радикальной партии Игорь МОСИЙЧУК считает, что “вопрос дня” состоит в том, “поддержат ли священники УПЦ МП “Минскую схизму”, только что провозглашенную РПЦ, и пойдут ли в раскол со вселенским православием, станут ли сектой еретиков, которых не допускают к служению и причастию в христианских храмах мира?”. “Двери Украинской поместной православной церкви, которая будет частью мирового православия, для них открыты, - написал господин Мосийчук у себя в Facebook. - Прихожане должны знать, что язык богослужений в Украинской поместной православной церкви им навязывать никто не будет”.
Советник главы МВД Украины Зорян ШКИРЯК также назвал ожидаемым заявление РПЦ. “Мы создаем автокефальную поместную Украинскую православную церковь и идем своим путем с мировым православием вместе с Константинополем”, - написал господин Шкиряк. Он не исключил “деструктивных действий, провокаций и попыток дестабилизации на религиозной почве”, которые МВД готово предотвращать: “Враг так просто не отступит, и попыток нагнетания ситуации следует ожидать в ближайшее время”.
“Если Московский патриархат примет решение о полном разрыве с Константинополем, мы, духовенство и верующие Украинской православной церкви, этого не примем и останемся в молитвенном и евхаристическом единстве как с вселенским православием, так и с тем духовенством и прихожанами Московского патриархата, которые будут этому открыты, а также с иерархией и прихожанами будущей поместной православной церкви Украины, которых признает Константинопольский патриархат”, - заявил протоиерей УПЦ МП Георгий КОВАЛЕНКО.
КоммерсантЪ

Поделиться
Класснуть