1057

Париж стоит Минска

Саммит “нормандской четверки” может изменить отношения между Россией и Западом

После парижского саммита “нормандской четверки”, посвященного урегулированию в Донбассе, спор Москвы и Киева превратился в войну интерпретаций достигнутых договоренностей. При этом каждая из сторон пытается предстать победителем. Встреча лидеров РФ, Франции, Германии и Украины, проходившая на фоне российской операции в Сирии, показала: Донбасс перестает быть горячей точкой и прежним раздражителем в отношениях Москвы и Запада. В условиях затухающего противостояния на востоке Украины европейские партнеры России не только воздержались от обвинений в ее адрес, но и фактически согласились продлить срок выполнения минских соглашений, истекающий в конце года. Это дает Москве надежду на смягчение санкций. В свою очередь, Киев может записать себе в актив договоренность провести выборы в Донбассе по украинскому законодательству. При этом ключевые страны ЕС, ранее безоговорочно поддерживавшие Киев, начинают играть роль арбитра, все более настойчиво требуя выполнения минских соглашений и от украинской стороны.

Парижский саммит проходил в ситуации, когда впервые за многие месяцы на первый план в отношениях РФ с Западом вышла сирийская проблема, отодвинув в сторону Украину. Этому способствовала не только российская военная операция в Сирии, начавшаяся всего за два дня до встречи в Париже, но и сообщения о продолжающемся отводе тяжелых вооружений в Донбассе и полном соблюдении режима тишины. Это позволило руководству самопровозглашенной ДНР даже заявить об “окончании войны” (Киев, впрочем, призвал Донецк не спешить).
Сейчас Россия и Запад вынуждены одновременно играть сразу на двух полях - украинском и сирийском, пытаясь нащупать точки возможного взаимодействия.
Проявлением этих усилий стала встреча президента России Владимира ПУТИНА с его французским коллегой Франсуа ОЛЛАНДОМ, прошедшая на полях саммита в Париже и посвященная Сирии. В ходе переговоров господин Олланд допустил возможность сотрудничества с Москвой в борьбе с “Исламским государством”. А во вчерашнем интервью телеканалу Arte Франсуа Олланд допустил, что в сирийском конфликте Россия может стать союзником Франции, если сыграет активную роль в политическом урегулировании.
Такой же активной роли Париж ждет от Москвы и на нынешней стадии реализации минских соглашений. В том же телеинтервью президент Олланд напомнил о достигнутой в ходе саммита договоренности работать над тем, чтобы провести выборы в Донецке и Луганске по украинскому законодательству. По его словам, это потребует отмены назначенных местными властями выборов в ДНР и ЛНР, которые должны пройти 18 октября и 1 ноября соответственно.
В свою очередь пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий ПЕСКОВ в интервью программе “Вести в субботу” дал понять: Москва активно работает с представителями Донецка и Луганска, пытаясь убедить их принять предложения “нормандской четверки”.
Саммит в Париже стал на удивление бесконфликтным, если учесть, что на протяжении последних месяцев диалог Москвы с европейскими партнерами по Украине протекал весьма напряженно. Канц­лер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ и президент Олланд избегали привычной критики в адрес РФ, в то время как покинувший Париж Владимир Путин предоставил западным коллегам возможность самим оценить итоги встречи, фактически заочно подписавшись под их словами.
Одним из важных итогов саммита для Москвы стало фактическое признание того, что выполнить минские договоренности в ранее оговоренные сроки (до конца этого года) не удастся. Существует большая вероятность, что сроки реализации Минска-2 будут продлены - например до середины 2016-го. Этот новый график позволит украинскому парламенту принять закон о местных выборах в “отдельных районах” (пока документ не начали даже обсуждать: скорее всего, он существует только в проекте). Затем согласно достигнутым в Париже договоренностям в течение 80 дней должны быть проведены выборы в самопровозглашенных республиках в соответствии с законом, принятым Радой.
В связи с этим близкий к Кремлю политолог Алексей ЧЕСНАКОВ заявил: “Россию устраивают итоги саммита. Во-первых, фактически признана необходимость продлить минские соглашения на следующий год. Во-вторых, европейцы потребовали от Киева выполнения ряда условий, на которых настаивала Москва: закрепление в Конституции особого статуса Донбасса, внесение изменений в правила проведения местных выборов, амнистия”.
В этой ситуации начинается война интерпретаций парижских договоренностей, причем заметно более активно ее ведет украинская сторона. “Итоги саммита однозначно успешны для Украины. Это победа Петра Порошенко, так как было зафиксировано, что выборы в Донбассе должны состояться по украинскому законодательству. И когда именно они состоятся, фактически будет определяться голосованием в Раде”,- рассказал источник в администрации президента Украины.
В то время как российские и западные дипломаты предпочитают давать свои комментарии не пуб­лично, а в ходе неформального общения, украинцы стремятся доказать (в первую очередь собственным избирателям), что парижский саммит увенчался дипломатической победой Киева.
Впрочем, не все в Раде оценивают итоги встречи в Париже столь оптимистично. “Предстоящие попытки продавить через украинский парламент закон о выборах в Донбассе, как того требуют от Киева парижские договоренности, могут развалить то, что осталось от парламентского большинства”, - предсказывает один из депутатов Рады, пожелавший остаться неназванным.
“Кроме того, возникает вопрос: кто будет восстанавливать разрушенную инфраструктуру и промышленность Донбасса? Эту задачу явно повесили на Киев, у него же денег для этого нет. Похоже, тут Киев попался на уловку переговорщиков. В тот момент, когда в случае выполнения договоренностей Россия получит ослабление санкций, Украина останется один на один с Донбассом, который будет требовать не только внимания, но и денег”, - продолжает собеседник.
Согласие России на перенос местных выборов в Донецке и Луганске снимает главный раздражитель Запада - представители ЕС и США ранее неоднократно давали понять, что проведение отдельных, не согласованных с Киевом выборов в ДНР и ЛНР будет расценено как вопиющее нарушение минских договоренностей, результатом чего может стать ужесточение санкций против РФ.
После того как Россия согласилась на компромисс по этому пунк­ту, преодолеть свою (нелегкую) часть пути предстоит Киеву. Например, убедить депутатов Верховной рады принять крайне непопулярные в их среде законы об особом статусе “отдельных районов Донецкой и Луганской областей”, правилах проведения на этих территориях выборов и об амнистии.
Сложность для украинской стороны заключается в том, что европейские партнеры прекрасно понимают суть ведущейся Киевом игры. “Мы не питаем иллюзий: цель украинцев - затянуть реализацию минских соглашений, чтобы был повод для продления санкций против России. Они хотят создать Москве максимум проблем иногда в ущерб мирному процессу в собственной стране”, - говорит высокопоставленный дипломат, представляющий одну из европейских стран, лидеры которых участвовали в парижском саммите.
По его словам, в Берлине и Париже отдают себе отчет в том, что реализация минских соглашений выбилась из графика, в том числе по вине Киева. “Именно украинцы тормозили отвод от линии соприкосновения вооружений калибром до 100 мм”, - говорит собеседник. Он добавляет, что в последнее время Франция и Германия неоднократно и в весьма жесткой форме доносили до украинских властей свое недо­умение некоторыми их решениями. В частности, введение запрета на полеты на Украину российских авиакомпаний французы и немцы расценили как “демонстративную попытку накалить страсти и создать искусственное напряжение за несколько дней до парижского саммита”. Кроме того, как утверждает источник, выступление Петра Порошенко в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН также было расценено Парижем и Берлином как “излишне конфронтационное”.
В связи с переносом сроков реализации Минска-2 встает вопрос о судьбе антироссийских санкций, введенных ЕС. Теоретически они привязаны к реализации минских соглашений, а значит, как продолжает надеяться украинская сторона, должны быть продлены после того, как в январе следующего года истекут. При этом ставка в Киеве, по-видимому, будет сделана именно на то, чтобы добиться продления санкций.
Эту позицию доходчиво и на удивление откровенно сформулировал украинский аналитик Виталий ПОРТНИКОВ: “Мы можем сколь угодно долго и упорно работать над проведением выборов в Донбассе, согласовывать, голосовать, переголосовывать, вносить изменения, а санкционные часы будут тикать, будто подключенные к бомбе замедленного действия”.
Однако встреча в Париже показала, что в условиях деэскалации в Донбассе Запад может отойти от прежнего жесткого давления на Россию. Учитывая то обстоятельство, что Киев слишком уж откровенно добивается продления санкций против РФ, а Москва, напротив, в последнее время демонстрирует сдержанный подход, нельзя исключать, что России в итоге удастся добиться некоторого смягчения санк­ционного режима.
Когда в ЕС будет решаться вопрос о продлении санкций, сторонникам максимального давления на Москву будет непросто добиться консенсуса по этому вопросу среди 28 государств. Итоги парижского саммита дали весомые аргументы таким приверженцам умеренной линии в отношении РФ, как Греция, Кипр, Венгрия, Словакия, Италия и та же хозяйка саммита “нормандской четверки” Франция.
“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть