954

Рассыпающаяся реальность

Теракт в Мюнхене как признак прощания со старой Европой

Согласно данным полиции, стрельба в торговом центре в Мюнхене 22 июля - акт отчаяния или помешательства неудачника-одиночки, а не очередная акция исламских экстремистов. Таким образом, этот инцидент не вписывается в череду недавних масштабных террористических атак. Тем не менее он может оказать намного большее воздействие на европейское будущее, чем то, что случалось до сих пор в странах Старого Света - во Франции (многократно), в Великобритании, Бельгии, Испании. При всем значении этих держав Германия - случай особый.

Политический центр Евросоюза, государство, обладающее не только самым обширным влиянием, но и во многом задающее идейный настрой современной Европы. Такой статус Германия приобрела недавно - до прошлого десятилетия Берлин устраивала позиция главной экономики в своей части света без особенной политической ответственности. Однако с того момента, как в ЕС начался многоуровневый кризис (рубеж 2000-2010-х), значение Германии стало быстро расти. К середине текущего десятилетия она рассматривалась как единственный кандидат на роль спасителя европейского проекта и архитектора его обновления. Перспектива такая далеко не всех в ЕС устраивала, однако ее реальность признавали все.
Поворотным моментом стала волна беженцев летом и осенью 2015-го, когда позиция, занятая канцлером Германии Ангелой МЕРКЕЛЬ, во-первых, не была принята большинством европейских стран, во-вторых, оказалась катализатором обострения проблемы, а не способом ее смягчения. Главное не в том, что новая линия противоречий проявилась между членами ЕС, а в подспудном росте внутреннего напряжения в Германии, которое вообще не свойственно политике этой страны.
Западногерманская партийная система, созданная после Второй мировой войны, всегда была стабильна и успешно адаптировалась к изменениям в обществе. Потрясения конца 1960-х впервые привели к власти социал-демократов, бурление 1970-х и начало 1980-х обогатило бундестаг вчерашними бунтарями из “зеленых”, прекрасно вписавшихся в истеблишмент. Объединение Германии расширило мейнстрим на преемников гэдээровской СЕПГ, которые зацепились на краю политического поля. Модель в целом не менялась, она сохраняла устойчивость, кооптируя представителей новых социально-политических групп.
Сейчас специалисты все чаще говорят о том, что партийно-политическая система ФРГ не отвечает реальному состоянию общества. Социальная рыночная экономика, самым успешным примером которой с пятидесятых годов считается именно Германия, приучила политиков и активистов ориентироваться исключительно на средний класс - главную опору стабильности и развития. Именно он сейчас размывается, как и повсеместно в развитом мире, - верхняя часть с напряжением, но удерживает свои позиции, однако больше не растет, нижняя скользит вниз, утрачивая благосостояние и уверенность в будущем.
Напуганных переменами и раздраженных людей, которые воспринимают в штыки меняющуюся реальность, уже не менее 15 процентов, и это явно не потолок. С ними не работают (и не знают как) никакие из традиционных политических сил, включая левых, которым, казалось бы, сам бог велел вспомнить традиции и выступить от имени обездоленных. Но левые тоже привыкли бороться за симпатии благополучного среднего класса (социал-демократы) либо, как в случае с Левой партией (в основном восточногерманской), апеллировать к остаткам электората, ностальгирующего по ГДР.
В результате к новым обездоленным обращаются возникающие общественно-политические силы, которые в Европе называют популистскими, - антииммигрантское движение Pegida и противники европейской интеграции из партии “Альтернатива для Германии”. Сам факт возникновения такого рода персонажей в Германии - примета серьезных перемен. Из-за истории ХХ века страна особенно чувствительна к проявлениям ксенофобии. Конечно, усиление правых настроений, давно уже заметное в остальной Европе, не означает, что именно они определят курс Берлина. Однако они способны выступать ферментом, влияющим на направление политического развития. Тем более что события внутри Германии напрямую увязаны со все более запутывающейся ситуацией в Евросоюзе в целом.
Германское государство традиционно демонстрировало надежность в том, что касается защиты покоя и безопасности граждан, и они этому государству доверяют - полиции, спецслужбам, административным органам. В последние годы олицетворением такой репутации стала Ангела Меркель - солидный, ответственный и мудрый лидер, который, как полагало большинство, знает, что и как делать и в германском, и в европейском масштабе.
Кризис с мигрантами ударил по всему комплексу представлений - от авторитета Меркель и веры в то, что политический истеблишмент понимает, что делает, до (и это самое важное) уверенности людей в собственной безопасности. Чувство тревоги распространяется по Старому Свету по разным причинам: где-то боятся терактов, где-то - нового банковского обвала, где-то - утраты национальной идентичности из-за наплыва инокультурных элементов (Восточная Европа). Однако это общее ощущение отсутствия безопасности имеет политические последствия.
Волна насилия, которая воспринимается как все менее контро­лируемая кем-либо из властей, усугубляет недоверие масс к “отор­ванной от корней” элите, а это и так мировой тренд. Все больше простых людей считают глобальную ситуацию с распределением благосостояния несправедливой, что подрывает легитимность правящего класса. Ситуация в истории не уникальная, но в относительно упорядоченные времена у верхушки был свой козырь: ее представители могли констатировать, что, хотя не всегда способны гарантировать богатство и равенство, обеспечивают мир и безопасность.
Но сейчас беспощадные атаки на ни к чему не причастных людей - неважно, осуществлены ли они прошедшими обучение исламис­тами или безумными одиночками, - усугубляют ощущение незащищенности и ответственности за это власти. Неслучайно Меркель, которая с задержкой откликнулась на события в Мюнхене, помимо слов соболезнования, подчеркнула, что понимает страх сограждан и что спецслужбы делают все возможное, чтобы обеспечить их безо­пасность.
Проблема, однако, не в конкретных политиках, даже столь значимых, как Меркель, и не в судьбе отдельных партий. Германия подошла вместе со всей Европой к рубежу, когда требуется новая политическая повестка дня, другая система приоритетов, задач и концептуальных подходов. Пока непонятно, откуда она может взяться.
Но без осмысления новых основ государства и власти просто текущие политические телодвижения ничего не дадут. Выработка модели развития взамен той, что исчерпала себя за четверть века после холодной войны, невозможна без идеологической дискуссии, но всерьез ее некому вести.
В Германии популярны леволиберальные идеи (в духе партии зеленых) - это один из главных итогов развития после Второй мировой и особенно холодной войны. Но в сложившейся атмосфере трудно предположить, что такие подходы лягут в основу государственной политики, скорее они будут тормозить формирование скорректированной линии. Левый спектр (его шумная часть) - вне игры, его, в общем, устраивает собственная маргинальность. Социал-демократы свою идентичность во многом утратили. Консервативный фланг едва ли в состоянии породить что-то новое. Консервативный мейнстрим - это Меркель, то есть воплощение того самого суперцентризма. Баварцы - регио­нальная сила. “Палеоконсерваторы” национального толка - анахронизм, радикалы с ксенофобским оттенком не имеют никакой программы, кроме “не пущать”.
Но достаточно очевидно (из большинства высказываний не только по поводу терроризма, но и в связи с результатами референдума в Великобритании), что будущий стержень - идея сильного и самостоятельного государства. Лозунг мятежников против истеблишмента - вернуть контроль государству, нации, обществу. И если правящий класс не примет во внимание этот запрос, он не удержит ситуацию. Но скорее всего, такие настроения и превратятся в мейнстрим. Это означает, что эпоха наднациональной “Большой Европы” уходит в прошлое.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть