998

“Семерка” против туза

Разногласия “Большой семерки” вряд ли приведут к расширению формата с участием России

Президент США Дональд ТРАМП отказался подписывать финальное заявление и обвинил своих партнеров в попытке нажиться на американском бизнесе. Германия и Франция заявили, что все равно будут придерживаться документа, что бы ни говорил Трамп. Расколом Запада может воспользоваться Россия, причем во многих направлениях.

Саммит “Большой семерки” развитых стран, которые определяют вектор развития современного западного мира (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Япония), на этот раз не смог согласовать финальное заявление.
Причиной тому стал Трамп. Его яркие и неожиданные действия на саммите оставили коллег в полной растерянности. Он потребовал отменить все торговые пошлины между странами, чтобы никто не мог обвинять друг друга в протекционистских мерах, и назвал заявления канадского премьера Джастина Трюдо об оскорбительности новых пошлин США лживыми. Советник Трампа Ларри КУДЛОУ пошел в своих словах еще дальше. “Он (Трюдо. - Ред.) действительно буквально ударил нас ножом в спину. Он оказал плохую услугу для всей G7”, - заявил Кудлоу в интервью телеканалу CNN.
В конце концов Трамп в Твиттере и вовсе объявил, что не собирается подписывать финальное коммюнике.
На следующий день Германия и Франция сообщили, что вне зависимости от позиции Вашингтона будут придерживаться документа по итогам саммита G7. Впрочем, вопросов это не сняло.
США - мощнейшая экономика мира, и любые экономические схемы “семерки” без участия этой страны теряют смысл, ведь G7 позиционирует себя как группа стран, от которой зависит мир целиком.
Главная проблема в тарифах, которые, по мнению Трампа, Европа использует для того, чтобы поддержать собственный бизнес и ограничить влияние американских конкурентов. Поводом для отказа Трампа стала позиция Канады. Трюдо пообещал ввести зеркальные меры в ответ на повышение американских тарифов на торговлю сталью и алюминием с Канадой. Впрочем, другие члены “семерки” также не скрывали: между США и партнерами растут противоречия.
Берлин еще до начала саммита давал понять, что на финальное заявление рассчитывать не стоит.
Как заявил в интервью Sueddeutsche Zeitung глава германского МИД Хайко МААС, среди G7 существуют проблемы, “которые уже нельзя просто так спрятать под ковер”.
Для России это говорит о стремительном изменении ситуации. Страну вывели из состава G7 после перехода Крыма к России и начала донбасского конфликта в 2014 году. Однако разлад внутри “семерки” дает Москве гораздо больше возможностей для того, чтобы повлиять на баланс сил на европейском направлении.
Официальная Москва заявляет, что возвращение в G7 больше не является ее политическим приоритетом, однако Кремлю эта ситуация интересна, рассказал доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл КОКТЫШ. “Позитивные изменения во взаимоотношениях России и ЕС - опция, которую нельзя исключать”, - считает эксперт. С точки зрения РФ, разлад внутри “семерки” может “обеспечить суверенитет Европы”. В том смысле, что в регионе будет меньше американского влияния и шире окно возможностей для восстановления российского авторитета.
Разговоры о включении России в состав G7 уже начались. Более того, этот вариант предложил сам Дональд Трамп. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что “любит свою страну и стал страшным сном для России”, однако “она должна участвовать в этих переговорах”. Из стран “семерки” с Трапом по этому пункту выразила солидарность только Италия. Премьер страны Джузеппе КОНТЕ поддержал идею американского лидера в Твиттере.
После завершения саммита президент Франции Эммануэль МАКРОН заявил о том, что следующий саммит развитых экономических держав, который состоится в 2019 году в Биаррице, французские власти надеются провести в формате G8 с участием России. Однако это, как заметил глава государства, сможет произойти только в том случае, если Москва продвинется в реализации минских договоренностей. Об этом Макрон сообщил по итогам встречи лидеров “Большой семерки” в канадском Квебеке. Видеозапись его выступления опубликована в официальном Twitter президента Франции.
“Россия - великая европейская держава. Мы должны работать вместе. Но мы должны быть последовательными: расширим формат G7 (до G8. - Ред.) тогда и только тогда, когда будут соблюдаться минские соглашения по Украине”, - написал также политик в микроблоге. Во время выступления он добавил, что французские власти “надеются провести в следующем году в Биаррице “Большую восьмерку” с участием России, если она продвинется по пути минских договоренностей”. “Теперь все зависит от России, мяч находится на ее стороне”, - заключил президент Франции.
Однако остальные лидеры стран G7, по информации премьер-министра Канады Джастина Трюдо, эту инициативу не поддержали. “Я сказал (президенту США Дональду Трампу. - Ред.), что на данный момент мы и в отдаленной перспективе не заинтересованы в рассмотрении вопроса о возвращении России к этому формату”, - заявлял он на пресс-конференции.
В финальном заявлении по итогам канадского саммита G7 есть глава о России, где говорится, что “группа семи” продолжит оказывать давление на Москву, чтобы повлиять на ее позицию в украинском вопросе. Германия и Франция в отличие от США пообещали придерживаться этого документа.
"Европейские страны не готовы сегодня выступать единым фронтом против США”, - уверен научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел ТИМОФЕЕВ. Впрочем, Россия может воспользоваться и этим.
“На данный момент контакты с Россией для Германии и Франции - это в первую очередь предмет торга с США”, - добавил Коктыш. Что будет, если эти торги завершатся ничем, рассуждать слишком рано, добавил он.
Впрочем, до ноября, когда пройдут выборы в конгресс США, ждать изменения стиля и линии поведения Трампа не стоит, считает Кирилл Коктыш. Поэтому ближайшие пять месяцев дают возможности для сближения РФ и Европы.
Помимо “Северного потока-2” есть иранская “ядерная сделка”. Это еще одна инициатива, где можно ждать сближения российской и европейской позиций, считает Павел Тимофеев. Трамп заявил о том, что США разрывают соглашение, которое предполагало заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие международных санкций. Однако Россия и ЕС придерживаются противоположной позиции. Они неоднократно заявляли: новые американские санкции, которые обещает Трамп, могут резко ухудшить безо­пасность на Ближнем Востоке и возродить гонку ядерных вооружений.
Еврокомиссия ранее подтвердила, что уже начала актуализировать старый закон, который запрещает европейским компаниям соблюдать американские санкции. Запрет будет действовать только в контексте иранских мер Вашинг­тона.
Франция и Германия могут пойти на сближение с Россией и на украинском направлении, уверен Тимофеев.
Нормандский формат (переговоры между Германией, Францией, Россией и Украиной о пре­одолении донбасского конфликта) - одна из наиболее удобных площадок для таких инициатив, считает Коктыш.
Сегодня переговоры по Донбассу развиваются вокруг миротворческого контингента ООН, который может появиться в зоне конфликта. Однако главное противоречие в том, на что должен распространяться мандат миро­творцев. В Кремле считают, что они должны заниматься обеспечением безопасности сотрудников ОБСЕ. Киев же настаивает на размещении миротворцев на всей территории Донбасса, вплоть до границы с Россией.
Газета.Ru, РБК


Поделиться
Класснуть