3390

Соображают на двоих

Президенты США и России заблуждаются в том, что контролируют многополярный мир, который на самом деле им не удержать в руках

Мир далеко ушел от идеологических конфликтов 1960-х годов, а Россия и США реализуют в XXI веке стратегии прагматизма, оппортунизма или даже империализма, вновь возвращая на первый план биполярный характер системы международной безопасности.

Двойственность на международной арене начала прослеживаться на заре XXI века с окончанием действия договора о ПРО, обсуждением договора о СНП и американским проектом развертывания ракет в Европе у российских границ. Сегодня же она просматривается невооруженным глазом.
Политика противостояния двух великих держав становится особенно заметной, если смотреть сквозь призму их действий на Ближнем Востоке с 2015 года. То же самое касается развертывания ракет и систем ПРО в Европе и на ее рубежах, которое подрывает договор РСМД 1987 года. Все это расшатывает архитектуру безопасности, которая терпеливо и с большим трудом формировалась с 1967 по 2001 годы.
Столкновения России и США сегодня носят совсем не идеологический, культурный или религиозный характер. Они представляют собой проявление политики самоутверждения на международной арене или даже гегемонистских порывов в энергетической сфере (это касается газопровода “Северный поток-2” или притязаний на газовые ресурсы Восточного Средиземноморья).
Россия выкраивает себе львиную долю, стремясь вернуть утерянные куски бывшей советской империи. Она предпочитает тактику небольших территориальных и политических шагов. В 2008 году она создала на периферии Грузии две автономные, но полностью подчиненные ей республики - Абхазию и Южную Осетию, - не ослабляя при этом давления на неспокойную Чечню. В 2014 году Россия отвоевала Крым, который был подарен Киеву украинцем тогдашним лидером СССР Никитой ХРУЩЕВЫМ в 1954 году. Впоследствии она начала подрывать хрупкую Украину поддержкой двух подобий республик в Донецке и Луганске, мечтая вернуть горнодобывающий и промышленный центр бывшего СССР. Как бы то ни было, Россия сразу же натолкнулась на противодействие США, которые в 2017 году оказали Украине финансовую поддержку в размере $150 млн. на приобретение оружия.
США в свою очередь выглядели апатичными и сбитыми с толку волной терактов сентября 2001 года. Они не решались проводить внешние операции из страха получить новый Вьетнам. Как бы то ни было, они все же вмешались в ситуацию в Ливии, чтобы свести старые счеты с ее лидером. О реализме в этом случае речи не шло, поскольку никто не предложил стране на замену какую-либо другую политическую систему. Более того, США вместе с Великобританией и Францией напрямую принимали участие в развале Ливии, что повлекло за собой сильнейший рост морской миграции в Европу и терроризма в Сахеле. На Ближнем Востоке, в частности в Ираке, американцы предпочитают действовать осторожно, так как опасаются затяжных операций вроде той, что началась в 2003 году. Они ограничиваются отправкой военных советников, а также точечной и ограниченной военной поддержкой, чтобы не допустить привлечения армии.
Противостояние двух держав (они уже не являются сверх­державами по отношению к тем же Китаю и Индии) продолжается в военной сфере. Как бы то ни было, тут все носит скорее показной характер, а не отражает истинные военные планы. На элементы американской ПРО в Польше и Румынии Россия ответила ракетами “Искандер” в Калининградской области, под носом у прибалтийских республик. За появлением в Волгоградской области частей с крылатыми ракетами 9M729 последовало наращивание масштабов операции “Атлантическая решимость” с размещением в Польше 3 тысяч американских солдат, 87 танков, бронетехники и боевых вертолетов.
Противостояние двух держав привлекает новые стратегические инструменты вроде ракет средней дальности, что представляет собой нарушение договора РСМД 1987 года, который был важнейшим этапом в примирении государств ОВД и НАТО. Оба партнера пытаются представить себя противниками, выворачивая наизнанку “Стратегию конфликта” Томаса ШЕЛЛИНГА*, по мнению которого, противники времен холодной войны должны обязательно стать партнерами. В 2017 году оба игрока хотят заполучить ведущую роль в сохранении или дестабилизации мира в Европе, делая упор на стратегию военной напряженности.
Россия и США ведут непрямое противостояние на ближневосточной военно-политической арене. Все это некоторым образом напоминает войну в Испании, где Советы поддерживали республиканцев, а фашисты - националистов. У обоих игроков имеются схожие стратегии стабилизации Ирака и Сирии с устранением террористов, которые идут под разнообразными с терминологической точки зрения, но неизменно опасными флагами. Они не хотят отказываться от опорных пунктов и укрепляют их, как, например, Россия с военно-морской базой в Тартусе и авиабазой Хмеймим в Сирии. Американцы довольствуются поддержанием военных соглашений со странами Персидского залива и Саудовской Аравией.
Стартовавшая в сентябре 2015 года операция российских ВВС в Сирии, без сомнения, сдвинула равновесие в сторону сирийского государства. В то же время действия международной коалиции во главе с США не приносят особых результатов в плане поддержки мятежников, честность которых зачастую вызывает сомнения. Как бы то ни было, два ключевых игрока осознали важность взаимодействия в воздухе: в этой связи они подписали меморандум, который, к сожалению, был признан несостоятельным Россией в июне 2017 года после ударов коалиции по сирийским войскам (это еще больше осложняет конфликт).
Россия и США ведут противостояние в Европе и на Ближнем Востоке, возвращаясь тем самым в биполярную систему. Однако существование этой системы будет зависеть от новых мировых игроков, Китая и Индии. Кроме того, они снижают роль дружественных и союзных государств, НАТО, ЕС и СНГ. Те оказываются задвинутыми на второй план на международных переговорах в Женеве и Астане. Вместо того чтобы тратить силы в кровавых противостояниях за рубежом, США и России следовало бы быть защитниками мира. При этом у государств есть на руках разные козыри. Это и экономическая сила США, и возрождение военной мощи России. Они должны наладить сотрудничество в сфере экономического развития, урегулирования военных конфликтов и восстановления мира.
Возрождение биполярного подхода к стратегии формирует у России и США иллюзию власти и контроля в многополярном мире, который на самом деле им не удержать в руках.
InoСМИ, Le Huffington Post, (Франция)


*Томас ШЕЛЛИНГ - (1921-2016 гг.)  американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2005 года, автор ряда работ по дипломатической стратегии на фоне угрозы ядерной войны. В 1960 году написал свою самую известную книгу “Стратегия конфликта”, которая анализировала ядерную дипломатию с точки зрения теории игр. Шеллинг ввел ряд важных понятий и обозначил несколько принципиально новых стратегий переговоров в конфликтах.

Поделиться
Класснуть

Свежее