4082

Виртуальный прорыв

Шавкат САБИРОВ:
Очень скоро телевизоры возьмут реванш у компьютеров

В начале 2012 года Казнет разделился на два лагеря: известные блогеры и простые пользователи с пеной у рта спорили, нужен ли нашей стране новый закон об интеллектуальной собственности. В числе тех, кто активно поддержал ужесточение борьбы с пиратством, выступила и интернет-ассоциация Казахстана (ИАК). Президента этой организации Шавката САБИРОВА (на снимке) тут же объявили врагом свободы слова и пособником тоталитарного режима. Спустя год с небольшим в интервью газете “Время” он рассказывает, как изменился Казнет за это время и как будет меняться дальше.

- Когда вступил в силу закон об интеллектуальной собственности, пользователей Казнета пугали: фильмы качать больше нельзя, музыку в соцсетях размещать запрещено, за любую провинность - штраф или административное наказание. Но в итоге мало что изменилось. Так что все-таки дал Казнету новый закон?
- Появление нового закона не означает, что в 00 часов 00 минут понедельника начнется абсолютно новая жизнь. Глупо было бы ждать, что за одну ночь пираты сбегут из Казнета. Закон принят для того, чтобы среднестатистический законопослушный гражданин Казахстана четко знал, что продукт его творчества будет защищен государством. Это касается и труда журналистов - вам ведь тоже не нравится, когда статьи газеты “Время” публикуют без разрешения в других изданиях?

- Еще нам не нравится, когда другие СМИ делают из наших материалов новости, ссылаясь на “собственные” источники. Далеко за примерами ходить не надо - назначение Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА послом Казахстана в Грузии, о котором наш сайт сообщил раньше информ­агентств.
- Есть и другие примеры. Многие сайты постоянно сталкиваются с воровством контента. Самый простой способ - отрезать у фотографии копирайт и опубликовать как собственный снимок. Я предлагал одному из владельцев портала фоторепортажей: давайте публично накажем вора, доведем дело до суда! Пара таких громких процессов - и 98 процентов пользователей навсегда запомнят, что чужое брать нехорошо. А два процента - это та прослойка, которой плевать на любой закон.
Конечно, казахстанцы продолжают качать фильмы с торрентов. Но это не значит, что мы впустую потратили столько усилий. От пиратского контента отказываются популярные сайты - одни не хотят проблем с законом, другие дорожат своим реноме, третьи просто поняли, что это путь в никуда. У меня ощущение, что чище стало и в информационном пространстве. Раньше новости друг у друга перепечатывали безо всяких ссылок, никто не стеснялся. Понятно, что есть еще так называемые агрегаторы новостей - порталы, публикующие исключительно чужие сообщения. Ребята просто пользуются тем, что новости не являются объектом авторского права. Но, я думаю, со временем и на новостных лентах будет порядок. Помните, нас пугали в начале прошлого года: ну теперь Казнет точно умрет, свободу задушили и так далее. Но, жизнь показала, что Казнет живее всех живых. И продолжает развиваться.

- Самых популярных блогеров уже заметили даже на государственном уровне, об этом не так давно говорил госсекретарь Марат ТАЖИН. Как вы относитесь к так называемому “списку Тажина”?
- Это миф, будто государство собирается вербовать популярных блогеров, чтобы через них воздействовать на обычного пользователя. И, кстати, выражение “список Тажина” придумано кем-то из блогеров шутки ради. Марат Мухамбетказиевич говорил, что нельзя игнорировать популярные личности Казнета. У человека есть огромная аудитория фолловеров, он может прекрасно писать, находить и продвигать интересные темы, к его мнению прислушиваются десятки тысяч человек. Иной известный блогер может заменить целое СМИ. И я считаю, что государству следует предложить ему сотрудничество в освещении определенных тем. Речь не идет об отказе от своих идеалов. Сотрудничество может и должно быть честным и взаимовыгодным. Помните, когда появился термин “кровавые блогеры Казнета”? Семеро молодых, известных в сети людей отправились в город Жанаозен сразу после случившихся там трагических событий. Они задавали вопросы представителям власти, общались с простыми рабочими, публиковали свои фотографии. Их репортажи пользовались бешеной популярностью. Это, безусловно, не понравилось представителям агрессивно настроенных оппозиционных сил. С их подачи ребят пытались очернить и оскорбить. Хотя именно “семерка” показала реальную картину произошедшего в городе. Кто кого здесь купил или продал?.. И если сегодня государство в лице госсекретаря заявляет, что хочет доводить свои мысли и идеи до общественности через блогеров, я не вижу в этом ничего предосудительного. Кроме того, казахстанцы получат еще один контакт для обратной связи. Уже есть аккаунты министров и акимов в социальных сетях. А будет еще одна возможность, через блогера, о чем-то спросить госсекретаря или другого высокопоставленного чиновника. Разве это плохо?
Блоги чиновников стали обычным для нас явлением. Мне сложно отвечать за государственные органы, но я уверен, что механизм работает и приносит свою пользу. Раньше госслужащему можно было отправить письмо только обычной почтой. Потом появились телефоны доверия, с помощью которых жаловались на того или иного чиновника. Следующим шагом стали блоги. К сожалению, многие из них со временем превратились в жалобные книги. Но это издержки роста. Интересно, кстати, что не всегда информация, поступающая от наших граждан на странички министров, соответствует действительности. Пример тому - кляуза на руководителя налогового департамента Алматы, написанная двумя его подчиненными. Их нашли и осудили за клевету. И это тоже показатель того, что механизм работает. Просто так оболгать человека не дадут, вся информация тщательно проверяется. Да, часть чиновников воспринимает собственные блоги как еще одну служебную обязанность и отвечает на вопросы без особого энтузиазма. Но все больше тех, кто сам, по собственной инициативе, регистрируется в соцсетях и свободно общается с гражданами. Я думаю, со временем мы будем встречать таких руководителей все чаще и чаще.

- То есть вы уверены, что государство знает, о чем пишут казахстанцы в социальных сетях?
- Да. Государство осведомлено, что происходит в так называемых новых медиа. Социальные сети стали объектом мониторинга, и не надо видеть в этом исключительно негативные моменты. Государство хочет знать, что беспокоит граждан, и эту мысль подтверждает выступление господина Тажина.
Уже сейчас мы видим, как меняется подход к информационной политике государства. Казахстанцы в Интернете читают не только новости. Студенты тусуются на своих ресурсах, учителя обсуждают проблемы у себя на форумах, любители спорта оккупировали несколько популярных сайтов и так далее. По сути, сейчас каждый найдет в Казнете занятие или сообщество по увлечениям. И я считаю, что государство должно поддерживать эти ячейки, чтобы у людей была возможность обсуждать важные для себя темы. Тем более что в Казнете все больше собственных интересных проектов. И контент на этих сайтах наш, собственный, востребованный в первую очередь нами, казахстанцами. Я более чем уверен, что со временем какой-то из наших проектов станет популярным и в других странах. Посудите сами: раньше развитие Казнета было напрямую связано с ограниченностью ресурсов и низким качеством связи. Сейчас доступ в Интернет перестал быть проблемой. Скорости растут, не так давно появился новый стандарт связи 4G/LTE. Это настоящий прорыв - теперь у каждого из нас есть возможность постоянно иметь под рукой сверхскоростной мобильный Интернет. Это открывает новые возможности.

- Непонятно только, почему лицензии на 3G дали всем операторам связи, а 4G - только одному...
- Вопросы выдачи радиочастот находятся в компетенции государственной комиссии по радио­частотам при Минтранскоме. Радиочастоты - это национальный стратегический ресурс, и решения по ним принимаются правительственной комиссией, поэтому монополизм здесь исключен. Насколько мне известно, тестовый вариант запуска 4G/LTE проводился еще во время астанинского саммита ОБСЕ в 2010 году. Не все получается сразу и мгновенно, но факт остается фактом - технологии 4G/LTE в Казахстане присутствуют.
С другой стороны, внедрение новых технологий требует от оператора связи больших инвестиций с определенным риском, поскольку нет еще стандартов, унификации в оборудовании, да и поставщики не могут обеспечить транспортировку устройств в полном объеме.
Нужно радоваться, что у нас появилась возможность выбора - подключать проводной Интернет дома, использовать флешку или WiFi-устройство, которые облегчат нашу жизнь и сделают ее лучше и быстрее. В этом году планируется обеспечить высокоскоростным доступом по технологии 4G/LTE и другие города Казахстана.

- Что ждет Казнет дальше - после того, как даже в отдаленных уголках страны появится высокоскоростная связь?
- В ближайшее время нач­нется бум интернет-телевидения. Весь мир активно использует Google TV. Есть много казахстанских приложений для Smart-TV. Нам есть к чему стремиться и что внедрять. Вот увидите - очень скоро телевизоры возьмут реванш у компьютеров...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личнго архива Шавката САБИРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть