4050

А прокуроры, видимо, правы...

Генеральная прокуратура разрабатывает законопроект, согласно которому неплательщикам алиментов будет отказано в некоторых госуслугах. “На сегодня в реестре государственных услуг более 500 видов. Мы считаем, 286 из них можно ограничить. В основном это касается мужчин. Будет создана такая ситуация, когда должник будет обставлен флажками, и везде, где он будет появляться, у него будут возникать проблемы”, - сказал заместитель генерального прокурора Жакып АСАНОВ на заседании Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике. По его словам, речь идет о тех услугах, которые не будут ограничивать конституционные права граждан. Уже в этом месяце законопроект планируется представить на рассмотрение совету по правовой политике при президенте. Мы решили поинтересоваться у наших экспертов: что они думают по поводу этой инициативы и какие еще меры нужно предпринять, чтобы заставить родителей выплачивать алименты на своих детей?

Марианна ГУРИНА, президент общественного фонда “Ұлағатты жанұя”:
Даёшь государственный фонд!
- Я поддерживаю инициативу прокуратуры. Для того чтобы заставить родителей обеспечивать своих детей, хороши любые меры. Вплоть до того, чтобы алимент­щик знал: он не сможет получить какую-либо справку в ЦОНе до тех пор, пока не выплатит долг. Но вместе с тем, конечно же, нужно заставлять работать судебных исполнителей, чтобы призвать долж­ника к ответственности. Кроме того, существует коррупция. Я знаю случаи, когда судисполнители в открытую заявляли: а сколько вы мне заплатите, если я стрясу с неплательщика деньги? Мужчины часто скрывают свои доходы, сейчас это, увы, легко сделать. Так что мы опять возвращаемся к проблеме ответственности государства. Я уже не раз говорила: необходимо создать государственный алиментный фонд, из которого бы выплачивались деньги тем детям, о которых не заботятся родители. Мы полагаем, что сначала этот фонд мог бы финансироваться за счет государства, а затем - за счет неплательщиков. Причем суммы выплат должны составлять около 25 процентов от средней, а не от минимальной зарплаты.

Владимир ПОКУСОВ, правозащитник:
Вводя новое, не забудьте о старом
- В Уголовном кодексе пре­дусмотрена ответственность за долги по выплате алиментов. Часть 1 статьи 136: злостное уклонение более трех месяцев родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста. Или статья 362 УК: неис­полнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Есть несколько статей и в Кодексе об административных правонарушениях. Но алименты не платятся, потому что судебные исполнители не работают! Суд­исполнители по большей части даже не могут грамотно составить административное дело для суда. У меня было несколько случаев, когда судья по этой причине возвращала материалы. А если судебный исполнитель и подает материалы на возбуждение уголовного дела по статьям 136 или 362, то полиция и прокуратура эти дела мусолят и никогда никого не привлекают.
У нас есть такая мера, когда злостным неплательщикам и тем, кто не исполняет решения суда, запрещают выезжать за границу. Вот свежий случай из моей прак­тики: папаша за пять лет копейки не заплатил ни жене, которую он по решению суда должен был содержать до тех пор, пока ребенку не исполнится три года, ни самому ребенку. Набежало 6 миллионов 700 тысяч тенге. А тут у него командировка в Англию наметилась - и он забегал, засуетился: “Мы дадим обязательство, мы дадим расписку!” А куда эта расписка - в туалет сходить? Генпрокуратура желает показать, как она усиленно работает. А зачем изобретать велосипед? Вы наведите порядок и сделайте так, чтобы исполнялось то, что уже есть!

Александра САРЖАН, мать-одиночка:
Не заплатишь - не поедешь!
- Решение Генпрокуратуры абсолютно правильное. И я считаю, что это должно касаться не каких-то гос­услуг, которыми люди редко пользуются, а жизненно важных вещей и обстоятельств. Например, лишить человека-должника права обращаться в суд о взыскании задолженности с кого бы то ни было, права бесплатного обслуживания в госполиклинике. Заядлым автолюбителям-должникам можно запретить проходить техосмотр: не заплатил - не можешь ездить. Грубо говоря, нерадивого родителя нужно загнать в угол, пока он не поймет, что, не оказывая элементарной помощи своему ребенку, он не сможет сделать ни шагу.

Роман АЛЬМАНСКИЙ, шоумен:
Детские деньги - на детские цели!
- Это справедливый закон. Я не считаю, что он ограничивает чьи-то права. Если человек имеет возможность тратить деньги на развлечения, охоту, то пусть сначала обеспечит своих детей. Но надо четко понимать, что алименты выплачиваются на детей, а не на какие-то нужды бывших жен или мужей. Предлагаю открыть специализированный магазин для детских покупок на алименты, и чтобы покупка была занесена в некую базу как отчет о целенаправленно потраченных деньгах. То есть нужно наладить систему строгой проверки. Чтобы дети были обуты-одеты, чтобы алименты шли по целевому назначению - неважно, миллион долларов или 100 тенге.

Денис АЛИМБЕКОВ, председатель общественного объединения “АРД”:
Доверьтесь профессионалам
- Предложения Генпрокуратуры я поддерживаю. Дополнительно к ним можно придумать какие-то напоминания. Например, пошел человек паспорт менять, а ему говорят: сначала заплатите алименты. А еще в борьбе с неплательщиками не помешало бы задействовать коллекторские компании. Уж они-то умеют выбивать долги!

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Долг платежом страшен

Любопытными и весьма неожиданными оказались результаты проверки Генеральной прокуратурой республики алиментных дел: 120 тысяч казахстанских детей никак не дождутся положенных выплат от непутевых родителей на сумму более 3,7 млрд. тенге!

Как сообщил газете “Время” прокурор отдела по надзору за законностью исполнительного производства Генеральной прокуратуры Кайрат РАИСОВ, несмотря на регулярные проверки исполнительных дел по выплатам алиментов, в 2013 году ситуация только усугубилась.
- Основной причиной неисполнения судебных актов, как и преж­де, является нетрудоспособность должников: в республике, по официальным данным, безработных алиментщиков сегодня порядка 98 тысяч человек, - пояснил г-н Раисов. - Кроме того, у 70 процентов должников нет никакого имущества, взыскание которого позволило бы погасить долги. Есть, конечно, и такие родители, которые умышленно уклоняются от уплаты алиментов, причем нередко работодатели в этом им способствуют. Выявлены 80 случаев, когда при стабильном заработке должники не платили алименты. Административные и даже уголовные дела возбуждены по нарушениям, допущенным со стороны работодателей.
Как подчеркнул в своем послании народу президент страны, наказание за преступления против материнства и детства будет ужесточаться. И уж лучше исполнять родительский долг добровольно, чем прятаться со своим имуществом от судисполнителей или прокуратуры. Родители-жмоты не красят ни одно общество.
Нет никаких сомнений в том, что долг алиментщиков перед своими детьми почти в 4 миллиарда тенге образовался не по вине государства, но именно оно вынуждено взыс­кивать эти деньги. Здесь прокуроры тоже выявили определенные проблемы. Одной из таких является загруженность судисполнителей: помимо алиментов они ведут свыше 400 тысяч исполнительных документов.
Отсюда и факты злоупотреблений со стороны судебных исполнителей, призванных в идеале вытрясать долги с алиментщиков. Их хоть и немного, но они все же есть: грубая волокита, коррупционные проявления, бездействие, а в ряде случаев даже присвоение и растрата денег, уплаченных... алиментщиками.
- По каждому факту принимаются незамедлительные меры прокурорского реагирования, - говорит Кайрат Раисов. - Последняя проверка показала: есть случаи, когда из-за бездействия судисполнителей алименты не взыскиваются по 10 лет, нередко - до достижения ребенком совершеннолетия! Прокуроры в регионах выявили 1,2 тысячи вопиющих случаев волокиты по взысканию алиментов. Бывает, что должники вступают в сговор с судисполнителями, в результате чего имущество, подлежащее взыс­канию в пользу детей, беспрепятственно отчуждается.

В Атырауской области, рассказал прокурор, выявлен случай, когда мужчина, задолжавший по алиментам 1,5 млн. тенге, с 1999 по 2012 год выплатил на содержание своего ребенка всего 50 тысяч тенге! При этом судисполнитель прекратил исполнительное производство в связи с достижением ребенком 18-летия. В Акмолинской области алиментщик выплатил судисполнителю 102 тысячи тенге в счет погашения долга, но до конечного получателя эти средства так и не дошли: судебный исполнитель, видимо, решил, что ему деньги нужнее.
- Не все идеально и в органах опеки и попечительства, а также в подразделениях органов внутренних дел, занимающихся розыском алиментщиков, - говорит прокурор Раисов. - Патронатные родители на средства, выделяемые из бюджета на содержание детей, покупают себе пиво и сигареты, причем не стесняются приобщать чеки за подобные покупки к отчетам. Кроме того, есть факты, когда полицейские годами разыскивают должников, которые ни от суд­исполнителей, ни от полиции на самом деле никогда не скрывались.
В Генеральной прокуратуре заверили: благодаря новой концепции совершенствования исполнительного производства избегать исполнения своих обязанностей алиментщикам станет еще сложнее, так как проверки станут регулярными, а за нарушения прав детей, пусть даже мелкие, отвечать придется по-крупному.

Александра АЛЁХОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть