2274

Ветер, солнце и Нурлан

Казахстанская экономика, становящаяся все менее “зеленой” в фискальном смысле, становится все более “зеленой” в смысле экологическом. Во всяком случае, министр окружающей среды Нурлан КАППАРОВ вовсю продвигает новую программу перехода к “зеленой экономике”, которая подразумевает прогрессирующее использование альтернативных источников энергии. Тренд, что и говорить, глобальный. Но, как справедливо заметил один умный человек, любая инновация - это не про инновацию, а про людей, которые ею занимаются.

А с этим (и с этими) есть проблемы.

Недавно Каппаров заявил, что переводить экономику страны в “зеленое” русло надо уже сейчас, поскольку потом будет поздно. Кроме того, министр отметил (видимо, со скрытым сожалением), что эта инициатива - “дорогостоящее удовольствие”, однако деваться некуда, придется раскошеливаться. Причем бюджету. Осталось разобраться, в чем заключается удовольствие и кто его в результате получит. Ну, знаете, раз нам платить, то хотелось бы разделить с министром чувство глубокого удовлетворения от выполненного перед страной долга.
И вот как все это будет происходить. Министр предполагает трехчастную схему перехода на “зеленую экономику”, при этом первый блок будет посвящен экологическому ликбезу для населения. С малых лет подрастающим гражданам будут рассказывать о том, что надо выключать свет и закрывать кран. “И уже они будут учить своих родителей, что надо выключать свет в пустующей комнате, выключать воду, которая вхолостую бежит из крана. То есть перелом сознания начнем с детских садов и школ”, - сказал г-н Каппаров.
С садов, которых катастрофически не хватает, и со школ, которые разваливаются через год после постройки, перелом сознания будет необратимым. Особенно такое экологическое воспитание полезно на периферии, где водопровода в принципе нет. А не прокладывают его, наверное, как раз из-за недостаточного уровня развития населения. Пусти таким воду, включи электричество - они и кран забудут закрыть, и лампочку не выключат. Трудно с народом жить, пока не воспитаешь.
Второй блок программы Каппарова будет посвящен водосбережению и перестройке сельского хозяйства страны на “зеленые” методы ведения работы. Тоже интересно, чем все обернется, если учесть, что, по данным кандидата технических наук Вадима НЕКРАСОВА, в стране до сих пор не решена проблема переработки навоза и никто принципиально не понимает, каким образом будут направлены в благородное русло продукты жизнедеятельности растущего поголовья скота.
Третий блок касается энергетики и энергоэффективности. “Сегодня у нас несбалансированная энергокорзина, которая на 80 процентов состоит из угольной генерации. И для перехода нам нужно сделать упор на развитие возобновляемых источников энергии”, - сказал г-н Каппаров. При этом глава МООС отметил, что в ближайшей перспективе будет транзитный период с газовой генерацией, которая станет отвоевывать у угля свое место под горелкой сначала для себя, а потом для своих еще более “зеленых” источников. В светлом будущем доля энергии, полученной от альтернативного энергокомплекса, должна составить 50 процентов от общей выработки.
Вот что думает по этому поводу аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ:
- Это планы МООС, а что прогно­зируют энергетики? Возьмем презентацию президента АО “КазНИПИИТЭС “Энергия” кандидата технических наук Георгия АКОПЬЯНЦА, сделанную в ноябре 2011 года, и посмотрим, какой там прогноз на 2030 год: мощность 32 Гвт, распределение по источникам: уголь - 70,9%, газ - 6,3%, ГЭС - 9,1%, вет­ровые - 10,9%, АЭС - 2,8%.
Как видим, структура источников весьма отличается и далеко не так оптимистична, как у МООС. При этом берется в учет то, что ГЭС явно не смогут столько производить электроэнергии из-за снижения стока. Газа используется гораздо меньше, а мощность АЭС гораздо ниже.
Что касается газа, то предла­гается увеличить его потребление в энергетике в два раза. Но есть одно зловредное ведомство, которое подрубило добычу газа на корню и не дает развиваться газовой генерации в стране. Это ведомство - само МООС до прихода Нурлана Каппарова. Дело в том, что из 3011 млрд. кубометров доказанных запасов газа в нашей стране 2166 млрд. кубометров дают всего три месторождения (Кашаган, Тенгиз, Карачаганак), и в основном у нас газ попутный к нефти, часто с сероводородом. МООС же долгие годы боролось с попутным газом и серой, которая получается в результате его очистки. Поэтому большинство месторождений сейчас закачивает попутный серосодержащий газ в пласт, вместо того чтобы очищать его и продавать. На том же Кашагане технологическая схема предусматривает, что 80 процентов добытого газа будет идти обратно в пласт, а остатки будут использоваться для технологических нужд. Аналогично поступают на большинстве месторождений. Таким образом, получается, что в 2010 году мы добыли 37 млрд. кубов газа, а в реальности используем всего 15-17 млрд. кубометров. Так что МООС сделало все, чтобы дешевого газа в стране не было и повысить добычу его было нельзя.
Сын за отца не отвечает, новый министр за прежнего тоже (это у нас давняя традиция), но, судя по всему, г-н Каппаров самоотверженно бросится исправлять ошибки предшественников. За счет бюджета. И с неизвестным результатом, поскольку у нас любая инициатива имеет такую же продолжительность жизненного цикла, как ее хозяин в соответствующем кресле. Потом методику признают ошибочной, программу - нереальной, а сроки - слишком шапкозакидательскими.
И возможно, именно потому, что г-н Каппаров пока отвоевал себе место под солнцем, он так верит в его силу: “Солнечная энергетика дешевеет на 10 процентов в год, не отстает в этом и ветроэнергетика. Так, себестоимость ветра в Германии 20 лет назад составляла 50 евроцентов за киловатт, а сейчас - девять евроцентов за киловатт, а в 2017 году будет уже пять евроцентов за киловатт, то есть дешевле, чем в Казахстане. В той же Германии солнечная энергия за последние три года подешевела на 60 процентов. Сейчас в этой стране поставили новую цель - к 2050 году получать уже 85 процентов электроэнергии из возобновляемых источников”.
- Перспективы солнечной энергетики наглядно показывает судьба крупнейшего производителя солнечных батарей в Китае - компании Suntech, чья стоимость за последние годы упала в 160 раз и которая в марте этого года обанкротилась, - комментирует данные Шибутов. - В условиях, когда тысяча кубометров газа в США стоит 130 долларов и этот дешевый газ скоро пойдет в Европу, смысла в нетрадиционной энергетике практически нет. А тут еще японцы стали газогидраты добывать.
Занятно, кстати, что Нурлан Каппаров, рассказывая о преимуществах альтернативной энергетики, не смог ответить на вопрос одной студентки о типе применяемых в гелиостанциях аккумуляторов.
Ведь министр - это не про аккумуляторы, министр - про светлое будущее и деньги на него.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

04.07.2013

Поделиться
Класснуть