4032

“Большой клин” клином вышибают

Киргизия намерена просить у Казахстана в аренду часть территории Жамбылской области. Об этом со ссылкой на вице-премьера соседнего государства Токона МАМЫТОВА в четверг сообщил “31 канал”.

Напомним, около трех недель назад жители киргизского села Кайнар перекрыли межгосударственный канал “Быстроток”, по которому получали воду земледельцы Жуалынского района Жамбылской области. Таким образом соседи потребовали пересмотреть договор о казахстанско-киргизской границе и отдать часть территории нашей страны. Эта акция протеста вызвала международный скандал, и несколько дней спустя подача воды была восстановлена. А две недели назад замакима Жуалынского района Жамбылской области Бесбай КАНСЕИТ заявил, что жители Киргизии могут временно получить в свое распоряжение полторы тысячи гектаров земли (см. “Бурный поток”, “Время” от 23.7.2013 г.). В казахстанском МИД его слова позже опровергли. И вот теперь выясняется: Киргизия намерена просить эти земли в аренду.
- Мы сейчас обсуждаем, чтобы казахстанская сторона рассмотрела вопрос о возможности передачи территории так называемого Большого клина, принадлежащего Казахстану, в аренду животноводам Киргизии, чтобы жители Кара-Буринского района могли пасти скот, - сказал Токон Мамытов.
Газета “Время” решила поинтересоваться, что думают о планах Киргизии казахстанские общественные деятели и политологи.
Айдос САРЫМ, политолог:
- У казахов вообще очень трепетное отношение к вопросам земли. И это вызывает нескончаемые споры. Я не думаю, что речь должна идти о передаче земли в аренду. Другое дело, что какие-то цивилизованные механизмы прохода для киргизских граждан должны быть. У нас ведь и с Узбекистаном аналогичные проблемы. Люди веками пасли в тех местах свой скот. Нужно эти вопросы оформить так, чтобы, с одной стороны, не нарушать режим государственной границы (поскольку это очень серьезно), а с другой - не провоцировать подобные эксцессы. Поскольку устные договоренности - это всегда хорошо, но лучше, чтобы они были узаконены. Бывают ведь разные ситуации, к примеру, в Южном Казахстане есть поселки, переход между которыми лежит через границу. Мне кажется, лучше всего решать эти сложности путем заключения каких-то соглашений между двумя странами. Не должно быть никакой “подпольщины”, когда договариваются акимы или даже местные аксакалы. Вообще, я противник передачи земель в аренду. Но, с другой стороны, России переданы миллионы гектаров, и разве мы не сможем Киргизии полторы тысячи гектаров отдать? Главное - думать и находить какой-то цивилизованный формат отношений.
Амиржан КОСАНОВ, общественный деятель:
- Вопрос непростой, требующий учета мнений не только официальных сторон, но и общественности в обеих странах. Но при любом варианте его решения должен соблюдаться принцип незыблемости ранее подписанных межгосударственных соглашений. Да, и у нас, и у киргизской стороны есть силы, которые не согласны с этими решениями (все-таки пограничный вопрос чрезвычайно щепетилен и тонок, и достигнутые в ходе переговоров договоренности априори не могут устраивать все силы в обществе). Там были и серьезные компромиссы с обеих сторон. И любой пересмотр этих с таким трудом достигнутых договоренностей может создать ненужный (и в таких случаях - опасный!) прецедент. Нельзя допустить, чтобы так называемый Большой клин на этом участке границы стал клином в отношениях между нашими странами! Надо учитывать, что это касается не только казахстанско-киргизских взаимоотношений. Как известно, Казахстан граничит и с другими странами региона. Такой пересмотр, на мой взгляд, может вызвать и внутриполитические катаклизмы в обеих странах, а они могут привести и к серьезным межгосударственным конфликтам! Киргизы должны понимать: многовековое родство наших народов, добрососедство и дружба - это не только совместные праздники, но и серьезная ответственность за выполнение достигнутых межгосударственных соглашений.
Санжар БОКАЕВ, политолог:
- Я считаю, что этот водный конфликт не случайность, а спланированная акция, возможно, с подачи не только киргизских низов, но и верхов. Для чего? Для того, чтобы выторговать у нас какие-то блага - инвестиции, материальные ресурсы или, вот, земли. Судя по тому, что заявление вице-премьера КР об аренде земли прозвучало практически сразу после конфликта, возможно, тут есть прямая связь. Ведь само население не могло перекрыть такой поток воды, пригнать огромное количество Кам­АЗов с щебнем. То есть жители понесли немалые материальные затраты, а значит, были заинтересованные в этом силы. Я думаю, что Киргизия, испытывая серьезный экономический кризис, хочет сейчас выжать все возможное из своих гидроресурсов. Они понимают, что наш юг зависит от водоснабжения из русел рек, идущих из Киргизии. И забывают о том, что Казахстан постоянно оказывает им поддержку - после землетрясений или массовых волнений. Я уверен, что Казахстану не следует идти на поводу у Киргизии. Да, это вопрос дипломатии, мы это понимаем. Однако земли, которые будут сданы в аренду, можно в будущем легко потерять. Потому что киргизы смогут спустя некоторое время организовать массовую линию защиты этих земель, мотивируя это тем, что мы получаем гидроресурсы. Или скажут, что это их “исторические земли”. И правовые вопросы абсолютно не будут их интересовать, потому что за последнее время они научились решать свои проблемы именно таким путем.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор центра актуальных исследований “Альтернатива”:
- Тут нужно смотреть, насколько вообще развита практика аренды одним государством территории другого, как это регулируется международным правом. И самое главное, что это даст Казахстану. Если действительно есть какие-то серьезные экономические дивиденды, можно рассмотреть вопросы передачи земель в аренду. С другой стороны, в свое время уже прошел процесс делимитации границ двух государств. И спорные моменты надо было решать именно тогда, а поднимать эти вопросы сейчас, мне кажется, неправомерно. Вообще, когда самоуправство осуществляют жители какого-то киргизского села, наша сторона должна спрашивать не с руководства соответствующего региона, а с правительства Киргизии. Ведь договоры заключаются между государствами. Другое дело, что в Киргизии уже который раз меняется власть, причем не совсем легитимным путем. Понятно, что после этого нет стабильности, в том числе и в отношениях с внешнеполитическими партнерами. Тем более что на волне всех этих революций и в постреволюционный период появляются силы, которые могут ради собственного имиджа требовать пересмотра границ. Не исключено, что в соседней стране есть заинтересованные силы, которые акцентируют внимание на пограничной проблеме, чтобы привлечь потенциальных сторонников.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

А тем временем

Аренда? Мечтать не вредно!

Вчера стала известна реакция руководства Жамбылской области на намерение правительства Киргизии попросить у Казахстана в аренду часть ее территории. Реакция, как и следовало ожидать, негативная.
- Никакой аренды не будет, - сообщил газете “Время” по телефону первый заместитель акима Жамбылской области Карим КОКРЕКБАЕВ (на снимке). - Об этом даже речи быть не может! Мы разрешаем только прогон скота через Большой клин. Тем более что никто не отменял подписанный руководителями трех областей - Жамбылской (РК), Чуйской и Таласской (КР) - протокола от 6 сентября 2012 года, где речь в том числе шла о равноценном обмене земельными участками. Ввод в действие этого протокола сейчас рассматривается на межгосударственном уровне в Чолпон-Ате.
Реакция представителей общественности области на возможность передачи нашей земли в аренду соседям была столь же категоричной.
- Я противник межгосударственной аренды, - говорит директор таразской общественной организации “Алтын-Гасыр” Искандер ТОРБЕКОВ (на снимке справа). - Потому что в последующем эта земля может стать яблоком раздора. Помните, в 1917 году большевики заявили: ни за какие царские долги и соглашения мы ответственности не несем. А где гарантия, что в Киргизии не сменится власть и их новые правители не скажут: что с возу упало, то пропало. Так что исторический опыт учит нас в земельных вопросах проявлять крайнюю осмотрительность. Тем более в наши дни, когда на планете все меньше становится чистой воды и плодородных земель и различные международные эксперты с телеэкранов предрекают земельные и водные конфликты...

Галина ВЫБОРНОВА, фото Виктора БАРБАША и Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область

27.07.2013

Поделиться
Класснуть