6628

Война без особых причин

В Центральной Азии вновь неспокойно. Едва завершился десятидневный водный конфликт между Казахстаном и Киргизией, как случился новый неприятный инцидент - теперь с участием Узбекистана. 

Двое пограничников этой страны погибли в перестрелке со своими киргизскими коллегами. Кто был прав, а кто виноват в этой ситуации, до конца еще не установлено. Но уже сейчас понятно: в Бишкеке и его окрестностях начались какие-то “левые” движения. Известный в Киргизии политолог, эксперт Института по освещению войны и мира Марс САРИЕВ (на левом снимке) уверен: речь идет о предвестниках третьей “тюльпановой” революции. 
О том, как связаны приграничные конфликты и возможная смена власти в Киргизии, он рассказал газете “Время”.

- Марс Осмонкулович, для жителей Жамбылской области стало большой неожиданностью, когда соседи из Таласской области Киргизии перекрыли канал “Быстроток”. Но еще неожиданнее было то, что более десяти дней канал не могли разблокировать. Возникают сомнения, что киргизские власти полностью контролируют ситуацию в регионах...
- Отчасти вы правы - контроль в приграничных районах и за вооруженными силами сейчас недостаточен. Особенно это заметно на юге республики, где время от времени происходят мелкие инциденты с участием граждан Таджикистана и Узбекистана. Чаще всего в них фигурируют рядовые пограничники, новобранцы. Но в целом я бы не стал делать выводы, что все проб­лемы на рубежах страны возникают из-за дисциплины.
Насколько я знаю, водный конфликт на казахстанско-киргизской границе возник из-за многолетних территориальных споров жителей приграничных районов. Можно предположить, что люди были спровоцированы. В Киргизии в данный момент идет очень опасный процесс децентрализации власти. На уровне местных сообществ проявляется склонность если не к сепаратизму, то к некой самостоятельности точно. Практически во всех областях наблюдается ослабление центральной власти и усиление локальных лидеров и политических групп. Можно привести много примеров помимо трагических событий в Оше. В Нарыне, например, произошли столкновения из-за должности местного начальника полиции. Представители разных родоплеменных групп выясняли, кто сильнее. Все хорошо знают и о событиях вокруг золоторудного месторождения “Кумтор”. Эти настроения активно поддерживают многочисленные НПО, получающие зарубежные гранты. Поэтому можно сделать вывод: есть страны, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Кыргызстане.
Вполне вероятно, что мы сейчас наблюдаем начало операции по смене существующего режима. Не стоит отрицать очевидных вещей: Кыргызстан стал ареной больших политических игр. И причина тому - вывод американских войск и ликвидация центра транзитных перевозок в аэропорту “Манас”. Тем более что в обеих предыдущих революциях прослеживалось вмешательство внешних сил, которое и сыграло решающую роль.
Поэтому я не думаю, что воду в Таласской области перекрыли просто так. Даже в этом, не самом громком, происшествии прослеживается геополитика. Полагаю, это очевидно: за Киргизию идет борьба между Россией и США. Одни добиваются сокращения американского военного контингента в регионе, другие не хотят уходить. Думаю, нас ждет неоднозначная осень - может произойти все, что угодно.
- Перестрелка киргизских и узбекских пограничников, в результате которой погибли два гражданина Узбекистана, - тоже чья-то провокация?
- Есть такое ощущение. Узбекские военные были одеты не в традиционную для пограничников форму. Говорят, они прибыли на этот участок границы в качестве усиления. Возможно, заблудились, забрели на сопредельную территорию. В этом случае возникает резонный вопрос: почему не ориентирующиеся на местности военные передвигались самостоятельно, без сопровождения более опытных сослуживцев? Мое мнение: это действительно могла быть провокация со стороны Узбекистана.
Как известно, в Ташкенте обострилось внутриэлитное соперничество за трон, пока еще занятый Исламом КАРИМОВЫМ. Подобные происшествия - особенно когда гибнут люди - помогают снять внут­ренние противоречия. Люди объединяются перед лицом внешнего врага. В данном случае Киргизия хорошо подходит на эту роль. Тем более это не первый отвлекающий маневр Узбекистана за последнее время.
Не так давно узбекский профессор Рустамжон АБДУЛЛАЕВ выступил с громким заявлением в официальных СМИ своей страны с предложением о передаче власти в Центральной Азии Ташкенту. Проще говоря, весь регион должен стать территорией Узбекистана, поскольку, мол, исторически здесь правили узбекские ханы. Я знаю, что казахстанские политологи ответили на это заявление, у нас тут тоже было обсуждение этой темы. Все прекрасно знают, что в узбекских СМИ подобные рассуждения без одобрения сверху не опубликуют. Там вообще очень жестко контролируется все, что попадает в печать. К примеру, недавний инцидент на границе сопровождается мощной информационной атакой. Пограничников КР называют “пьяными дебоширами”, бесцеремонно расстрелявшими своих коллег. А это наглая ложь.
- Вы предсказываете “неоднозначную осень” в Киргизии. Что вы имеете в виду - еще одну революцию?
- Я уже говорил, что мы наблюдаем рост сепаратистских настроений практически во всех областях страны. Кроме того, уровень доверия к нынешней власти падает очень быстро. Алмазбек АТАМБАЕВ возглавляет республику уже полтора года, и заметно, что часть его предвыборных обещаний не выполняется. В первую очередь речь идет о борьбе с коррупцией. К сожалению, каких-то серьезных подвижек в этом деле нет, равно как нет и экономических успехов государства. А люди прекрасно помнят, что именно было обещано в конце 2011 года - накануне президентских выборов. При этом не надо забывать, что большую роль в нашей стране играет парламент. Депутаты способны заблокировать практически любое предложение президента или премьер-министра. В некотором роде это эксперимент: ни в одной другой стране региона народные избранники не имеют таких полномочий. Пока мы видим, что парламентская модель власти в Киргизии не работает так эффективно, как казахстанская или узбекская политические модели. Активизация НПО, усиление зарубежного влияния, брожение в областях - все это не лучшим образом влияет на республику.
- Так все-таки будет еще одна революция или Атамбаев удержит власть?
- Это непростой вопрос. Я все же надеюсь, что здравый смысл победит. Тем более в данный момент в стране все активнее проявляет себя гражданское общество. Мы наблюдаем объединение думающей интеллигенции, государственников - всех, кому небезразлична судьба Киргизии. Фактически речь идет о появлении младотюрков. Эти люди прекрасно понимают, что еще одна насильственная смена режима окончательно ввергнет республику в хаос. Начнется кровавый беспредел, разграбление страны, резня по национальному признаку. Лет через пять Киргизия станет Афганистаном - просто куском территории, где правят полевые командиры. Я очень надеюсь, что “третья сила”, на которую будет опираться президент, не допустит еще одного государственного переворота. Это может стать катастрофой.


Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта diesel.kz и из личного архива Даниила КИСЛОВА, Алматы

30.07.2013

 

Комментарий в тему

Даниил КИСЛОВ, главный редактор ИА “Фергана.Ру”:
- С киргизскими экспертами я не согласен: сами по себе провокации Узбекистану не нужны. Да, Ташкент любит демонстрировать соседям силу. Однако надо понимать, что установка на жесточайшее подавление всех нарушений границы, которую власти Узбекистана дали своим пограничникам, соседствует, в частности в Ферганской долине, с широкой практикой контрабанды, которую с обеих сторон курируют именно пограничные службы. Вероятнее всего, перестрелка на границе в Аксыйском районе вызвана именно борьбой за контроль над контрабандными тропами, по которым идет, в частности, транс­портировка наркотиков. Обе стороны отдают себе полный отчет в том, что происходит на их границах. Однако это не государственный, а теневой, криминальный, контроль, в котором задействованы и официальные власти, и нелегальные контрабандисты. Конфликты на границах свидетельствуют о безответственности властей с обеих сторон и сращивании госорганов с криминалом. Дележ каналов, денег за трафик плюс агрессивность со стороны узбекских пограничников, которые палят куда попало, стремясь выслужиться. Мне кажется, это была обычная разборка конкурентов в наркобизнесе. Но ни в коем случае не официальная провокация со стороны Ташкента.

Поделиться
Класснуть