4222

Не в ЕНТом дело!

Новость об отмене ЕНТ, на днях растиражированная практически всеми СМИ, стала под занавес рабочей недели настоящей информационной бомбой. Однако, как выяснилось позже, тестирование сохранится, но претерпит значительные изменения. Каким оно станет, в интервью газете “Время” рассказал вице-министр образования и науки Мурат АБЕНОВ (на снимке).

- Почему было решено реформировать ЕНТ?
- Специфика ЕНТ заключается в том, что в нем совмещены выпускной экзамен школьника и вступительный - абитуриента. Процедура во многом оправдала себя - стали меньше говорить о непрозрачности поступления в вузы. Каждый выпускник, в какой бы школе он ни учился, благодаря ЕНТ получил равные возможности поступления в высшие учебные заведения.
Но сегодня недостаточно обладать знаниями, основанными на механическом запоминании. Международные сравнительные исследования PISA-2009 показали, что у наших школьников нет навыков практического применения полученных знаний. Поэтому в государственной программе развития образования, принятой в 2010 году и рассчитанной до 2020 года, было запланировано преобразовать формат национального тестирования начиная с 2015 года. Предполагается, что ЕНТ будет разбито на два этапа: первый - тест по окончании школы, второй - профильные экзамены в соответствии с выбранной специальностью для поступления в вуз.
В результате национальное тестирование будет ориентировано не только на оценку объема знаний выпускника школы, но и на его способность к логическому мышлению.
Итоговому экзамену при окончании школы будет предшествовать серьезная подготовка - несколько последовательных этапов нацтестирования. В начальной школе будет проводиться выборочный мониторинг учебных достижений, после окончания основной школы - тестирование для выявления способностей учащихся к тем или иным специальностям. Станет понятно, нужно ли ученику продолжить учебу в школе для дальнейшего поступления в вуз или ему лучше поступать в колледж. Третий раз учащиеся будут проходить тестирование в момент окончания школы, о чем я уже сказал.
- Будет какой-то проходной балл, дающий школьнику право перейти в старшие классы, или продолжить учебу в школе смогут все ученики?
- На этот счет предлагаются различные варианты, но пока мы не предполагаем, что будет введен какой-то проходной балл. Мы еще не обсуждали этот вопрос детально. Но прогнозируем, что примерно 60 процентов детей будут продолжать обучение в старшей, так называемой профильной школе.
- Много нареканий вызывают вопросы типа “сколько лошадей было у Чингисхана?”...
- Мы будем работать над вопросами тестов. На часть из них нужно будет отвечать письменно, останутся и те, в которых нужно будет выбрать правильный вариант ответа. Будут проверяться знания выпускников по пяти предметам, и их перечень, кроме казахского языка, будет ежегодно меняться. Тестирование будет проходить за компьютером. Чтобы выявить, умеет ли выпускник выражать свои мысли, появятся задания, связанные с написанием письменных ответов.
В апреле этого года мы провели пробное тестирование в 32 школах республики, в котором приняли участие 1864 выпускника. Мы апробировали саму технологию и тестовые задания, сейчас оцениваем результаты.
- Сохранится ли балльная система оценки знаний?
- Вероятнее всего, но критерии оценки все же изменятся. Одно дело, когда ученик назубок рассказывает стихотворение, и совсем другое, когда он может объяснить, что хотел сказать своим произведением автор, какую мысль донести до читателя. Еще лучше, если ребенок, прочитав произведение, сам сочинит стихотворение. Мы добиваемся того, чтобы школьник на основе полученных знаний умел мыслить и создавать что-то свое.
- Итак, те выпускники школ, которые захотят поступать в вузы, должны будут пройти еще одно тестирование...
- Да, это будет независимое национальное тестирование по нескольким предметам. Ведь сейчас школьники в рамках ЕНТ сдают только один предмет по своему выбору, связанный с их будущей профессией. Конечно, этого слишком мало. Предметы будут зависеть от выбранной специальности выпускника школы. Так мы сможем повысить качество знаний абитуриентов, станет более объективным и качественным отбор будущих студентов. 2-18 сентября мы проводили пробное тестирование, в котором участвовали 7,5 тысячи первокурсников из 18 вузов страны. Вскоре будем оценивать результаты.
Одним словом, введение двух­этапного тестирования поможет снизить психологическую нагрузку на выпускников школ. У нас есть еще два года, чтобы провести всю подготовительную работу.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарии в тему

Серик СЕЙДУМАНОВ, депутат мажилиса:
- Прежде чем вводить новую систему тестирования, ее нужно серьезно апробировать. Школьники должны быть готовы к грядущим изменениям, нельзя проводить на них эксперименты, а потом получать неудовлетворительные результаты. Нельзя шарахаться из стороны в сторону. При этом нужно учесть слабые места нынешней системы ЕНТ. Во-первых, повысить требования к качеству вопросов, содержащихся в тестах. Во-вторых, создавать равные условия и требования для подготовки к тестированию: не секрет, что в Алматы всегда был более жесткий контроль за подготовкой и проведением ЕНТ, чего нельзя сказать о некоторых других регионах. А потом мы видели, что на грант поступали ребята, у которых знания ниже, чем у алматинских школьников, набравших меньшее количество баллов. И последнее: нужно обязательно провести общественные слушания, обсудить все плюсы и минусы и принять наиболее оптимальное решение.
Фаузия ИКАМБАЕВА, учитель с 40-летним стажем:
- Я с самого начала не признавала ЕНТ и не думаю, что его видоизменение к чему-то приведет. Знания при таком подходе поверхностны. Я педагог советского времени и признаю только ту систему, которая существовала ранее: выпускники должны сдавать экзамены. На мой взгляд, только они могут показать реальные знания ученика. Особенно это касается вступительных испытаний в вуз. Когда перед тобой сидит человек, ты можешь общаться с ним, задавать вопросы - можно даже по глазам понять, насколько он будет любить свою будущую профессию. Я бы вообще отменила любые тестирования и вернула экзаменационную систему.

21.09.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее