3302

О финансах - просто

В Казахстане открылся Международный центр экономической грамотности, который будет заниматься финансовым просвещением населения. Примечательно, что центр создан в форме общественного фонда (ОФ) без какой-либо поддержки государства, но при участии крупнейшего банка розничного кредитования kaspi bank. По словам председателя правления банка Михаила ЛОМТАДЗЕ, создание центра - весьма важная инициатива для всей страны в целом.

- Мы, как лидеры рынка, без малейшей толики сомнения поддержали эту идею, - заявил Ломтадзе на пресс-конференции, посвященной открытию центра. - И мы призываем все финансовое сообщество страны принять активное участие в повышении финансовой грамотности в Казахстане. Не может быть сильной экономики без сильного банковского сектора. И не может быть сильного банковского сектора без финансово образованных и грамотных клиентов, которые осознанно принимают решение в вопросе, пользоваться ли им тем или иным финансовым продуктом. Мы хотим создать сильный, прогрессивный и инновационный финансовый сектор, который улучшает жизнь людей и развивается вместе со своими клиентами. Именно поэтому мы решили активно поддержать Международный центр экономической грамотности населения и приложить максимум усилий для повышения финансовой грамотности в стране.
Следует отметить, что директором ОФ “Международный центр экономической грамотности” (МЦЭГ) стала Гульмира АРБАБАЕВА, которая много лет проработала в одном из ведущих деловых изданий Казахстана, а также в Региональном финансовом центре Алматы (РФЦА).
- Наш центр является первым в своем роде, - рассказала Арбабаева на пресс-конференции. - Соз­дание нашего фонда не случайно. Еще в 2007 году мы принимали активное участие в реализации государственной программы повышения финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения нашей страны. Сейчас перед нами стоит не менее важная задача. Миссия нашего фонда - развитие человеческого потенциала по принятию решений, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, повышение компетенции и вовлеченности государственных органов, депутатов, бизнес-сообщества, СМИ, экспертов в вопросах улучшения финансовой грамотности населения. По нашим предварительным оценкам, кампания по повышению финансовой грамотности населения, которую мы назвали “Просто о финансах”, охватит более двух миллионов казахстанцев.
Одним из первых шагов, которые намерен предпринять центр, по словам Арбабаевой, - проведение широкомасштабного исследования по оценке финансовой грамотности населения. Для этой цели МЦЭГ намерен провести в течение года опрос во всех крупных областных центрах. Опрос будет проводиться методом репрезентативной выборки. Участие в нем, по предварительным данным, примут свыше 1200 человек. По окончании исследования МЦЭГ приступит к реализации непосредственно самой кампании по повышению финграмотности.
- Нас очень радует тот факт, что наша инициатива была поддержана самими участниками финансового рынка, в частности kaspi bank, - говорит директор МЦЭГ. - Еще я бы хотела пояснить, почему у нашего центра статус международного. Мы хотим импортировать лучшие идеи по повышению финансовой грамотности из зарубежных стран, где этот тренд сейчас весьма популярен. Наши амбиции обоснованы еще и тем, что мы сейчас активно решаем вопрос по вхождению нашего центра в международную сеть образовательных фондов по повышению финансовой грамотности. Я уверена, что мы успешно справимся с поставленными перед собой задачами, так как у нас за плечами огромный опыт в этой сфере. Кстати, уже сегодня каждый из вас может определить уровень своих финансовых знаний. Для этого необходимо зайти на наш сайт www.economgramota.com и пройти тест.
В свою очередь, исполнительный директор общественного фонда “Международный центр экономической грамотности” Салтанат ДЖАРАСОВА уверена: повышение финансовой грамотности населения - задача не одного дня, а многих поколений.
- Поэтому уже сегодня нужно сделать большой акцент на изучении ситуации, которая сложилась на отечественном финансовом рынке, - поясняет она. - И мы должны проводить работу не только в крупных городах, таких как Алматы и Астана, но и в регионах. И мы очень надеемся, что примеру kaspi bank последуют не только другие участники банковского сектора, но и крупнейшие игроки страхового сектора, рынка ценных бумаг и т. д. При этом я бы хотела отметить, что наш центр охватит все слои населения вне зависимости от возраста и социального статуса. У нас в планах проведение работы в детских садах, школах, университетах, выпуск книг соответствующей тематики, образовательных фильмов и так далее.
То, что такой центр стране необходим, участники пресс-конференции доказали на простом примере. Михаил Ломтадзе провел небольшое тестирование пришедших на мероприятие журналистов, которые, к слову, специализируются на финансовых и экономических темах. Вопросы были разнообразные. К примеру, каким способом лучше выплачивать кредит - аннуитетным, дифференцированным или равными долями; какова максимальная ставка вознаграждения по депозитам, утвержденная Национальным банком, и т. д. На большинство вопросов работники пера и микрофона ответить не смогли - и это при том, что все они являются рупором законодательных, в том числе и в финансовой сфере, изменений в стране.
- Те мероприятия по повышению финансовой грамотности, которые проводятся в стране, явно недостаточны, - резюмировал итоги тестирования Михаил Ломтадзе. - Мы хотим, чтобы наши клиенты понимали, как пользоваться тем или иным финансовым продуктом. Эта инициатива очень важна в социальном плане, так как каждый из нас имеет возможность убедиться в том, что сегодня банки и их клиенты говорят на разных языках. Следовательно, инвестиций только в собственный персонал, чтобы сотрудники могли объяснить качественно клиенту все нюансы и ответить на его вопросы в простой и доступной форме, явно недостаточно. Мы призываем всех, любую организацию, любой коммерческий банк, сделать для себя приоритетной задачу повысить уровень финграмотности своих клиентов. Продуктами непосредственно нашего банка пользуются свыше 3 миллионов человек, поэтому для нас эта задача является суперважной. При этом я бы хотел отметить, что мы в банке уже давно ведем работу в этом направлении. 10 тысяч наших сотрудников готовы ответить на любой вопрос клиента. Если каждый из наших сотрудников в день ответит на вопросы хотя бы одного человека, то получится, что в месяц мы повысим грамотность 300 тысяч человек. А это, согласитесь, уже немало. Помимо оказания помощи центру у нас есть и другие планы, которые мы начнем реализовывать уже в самое ближайшее время. И я очень надеюсь, что через пять лет, оглядываясь на проделанную работу, мы сможем быть полностью удовлетворены результатами.
После этих слов представители МЦЭГ и kaspi bank в лице Михаила Ломтадзе заключили меморандум о сотрудничестве.
- Мы очень благодарны kaspi bank за поддержку нашей инициативы, - отметила после подписания меморандума Гульмира Арбабаева. - На сегодняшний день ситуация такова, что за 20 лет независимости лишь небольшая часть наших граждан ориентируется в финансовых продуктах и услугах, которые существуют на рынке, а также может грамотно планировать свой семейный бюджет и принимать правильные решения с точки зрения личных финансов. Не секрет, что в мире сегодня существует более сотни финансовых продуктов и услуг, но в Казахстане активно используются лишь около десяти. Между тем, согласно проведенным исследованиям, более 90 процентов наших сограждан пользуются банковскими продуктами. Из них наиболее популярными являются зарплатная карта, коммунальные платежи, потребительский кредит, срочный вклад и кредитная карта. Я думаю, что в результате запуска нашего центра население республики уже в ближайшем будущем сможет активно пользоваться и другими, более сложными финансовыми продуктами.
В завершение пресс-конференции Михаил Ломтадзе, отвечая на вопросы журналистов, опроверг слухи о своем переезде в Грузию якобы в связи с его назначением на пост вице-министра финансов этой республики.
- Я вам могу рассказать о своих планах на ближайшие пять лет, - улыбнулся он. - Планы простые: создать в Казахстане суперсовременную инновационную компанию под названием kaspi.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть