3332

Осторожнее на рельсах!

Железная дорога - это не только любимый многими казахстанцами удобный и экономичный вид транспорта. Это еще и объект повышенной опасности для тех, кто находится на путях. Железнодорожники с сожалением констатируют: беспечность тех, кто решил прогуляться по рельсам, может привести к трагическим последствиям. 

Статистика происшествий на железной дороге печальна: по официальным данным, за еще незавершившийся 2013 год в Казахстане на магистрали зарегистрировано 65 несчастных случаев с участием посторонних лиц. 42 человека погибли. Из них шесть несовершеннолетних. 18 несчастных случаев произошли с нетрезвыми гражданами, а 10 человек решили повторить судьбу Анны Карениной и покончили с собой, бросившись под поезд. В 32 случаях люди были поражены электрическим током. Многие сидели на рельсах и не реагировали на сигналы, подаваемые машинистами. Некоторые получили не совместимые с жизнью травмы, выпав из вагонов.
Эксперты отмечают: такой высокий показатель смертности на объектах железнодорожного транспорта обусловлен быстрыми темпами прироста автотранспортных средств, увеличением плотности населения крупных городов страны. Также большую роль играет человеческий фактор. Люди пренебрегают элементарными мерами предосторожности и по собственной глупости попадают в капкан обстоятельств. И не всегда возвращаются домой целыми и невредимыми...
На железной дороге граждане прощаются с жизнью не только по собственной воле или по беза-лаберности. Имеются и факты сокрытия следов преступления. Например, на станции Уштобе один гражданин, изрядно приняв на грудь, решил расправиться с несовершеннолетним, к которому испытывал далеко не самые трепетные чувства. Мужчина насильно привел парня в район северной горловины и, применив физическое насилие, пытался бросить подростка под проходящий железнодорожный состав. Парню повезло: только благодаря бдительности машиниста электровоза, который успел экстренно затормозить, удалось предотвратить убийство. По данному факту транспортная полиция возбудила уголовное дело по статье 24 части 96 Уголовного кодекса РК.
Гибнут на железнодорожных путях и те, кто состоит на учете в психдиспансерах. А молодые люди не снимают наушников и не слышат приближения поезда. Некоторые в алкогольном опьянении даже умудряются уснуть на путях! Так, например, 20 сентября на перегоне Шорнак - Туркестан локомотив поезда наехал на спящего внутри колеи Ешитаева, 1986 года рождения, уроженца аула Бабаата. Молодой человек остался жив по чистой случайности, однако стал инвалидом - ему отрезало правую пятку.
И еще один трагический случай. 19 октября на перегоне Берлик-1 - Жидели полуторагодовалая девочка играла с другими детьми 6 и 7 лет на расстоянии 20 метров от железной дороги. Внезапно малышка вырвалась из рук старшего и побежала в сторону железнодорожных путей. На беду по ним проезжал резервный локомотив и наехал на малышку. Спасти ребенка не удалось...
Сегодня эта проблема актуальна не только для работников железнодорожной отрасли - она социально значима для всей страны. Ведь только общими усилиями совместно с органами местной исполнительной власти, уделяя особое внимание профилактическим мерам, можно избежать большого количества случаев травматизма на путях..
Железнодорожники же со своей стороны делают все возможное, чтобы посторонние лица меньше подвергали себя опасности на рельсах. Так, реализуя государственную политику в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, национальная компания “Қазақстан темір жолы” ежедневно предпринимает меры по обеспечению стабильности и безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. В частности, только в 2013 году в местах интенсивного перехода людей через железнодорожные пути было установлено 489 и обновлено 744 предупреждающих знака и аншлага. Поэтапно внедряются технические средства оповещения о приближении поездов.
По телевидению, радио и в печатной прессе железнодорожники не устают повторять: “Железная дорога - зона повышенной опасности!”.
Поскольку в зоне риска в первую очередь находится население, проживающее в непосредственной близости с путями, железнодорожники только в этом году провели 2144 собрания с жителями близлежащих населенных пунктов. Более 63 тыс. человек прослушали правила нахождения на железнодорожных путях. Разъяснительная работа также была проведена более чем в 1,5 тыс. учебных заведений, где на встречах присутствовало более 140 тыс. школьников и студентов. Чтобы ученики осознали всю серьезность проблемы, им показали видео со случаями наезда подвижного состава на людей. Эти ролики также были выложены на Youtube.com. Каждый желающий может ознакомиться с ними, достаточно набрать в поиске: “Последствия нахождения людей на железнодорожных путях”.
Совместно с акиматами и правоохранительными органами компания “Қазақстан темір жолы” выявляет наиболее опасные участки путей. Там организовывается круглосуточное патрулирование. Поскольку нахождение на путях посторонних лиц - это не только угроза жизни и здоровья, но и правонарушение, “ходоки” по рельсам могут быть серьезно наказаны. По результатам 727 рейдов в 2013 году уже было задержано 748 нарушителей, в отношении которых возбуждены административные дела.
На особенно опасных участках путей железнодорожникам приходится принимать радикальные меры. Реализуя программу развития скоростного пассажирского движения с повышенными скоростями движения, в 2013 году из инвестиционного бюджета “Қазақстан темір жолы” выделила средства и разработала проектно-сметную документацию для ограждения путей общей протяженностью 198,4 км на 25 железнодорожных станциях. А именно: 10 станций на участке Алматы - Петропавловск (Алматы, Отар, Шу, Сарышаган, Мойынты, Агадырь, Жарык, Ж-Караганда, К-Боровое, Кокшетау) - всего 83 км; 7 станций на участке Астана - Актобе (Атбасар, Есиль, Кушмурун, Тобол, Айтеке би, Кандыагаш, Актобе) - всего 52,4 км; 8 станций на участке Алматы - Атырау (Шымкент, Арысь, Туркестан, Кызылорда, Жусалы, Казалы, Шалкар, Биршогыр) - всего 63 км.
Также разработана проектно-сметная документация для ограждения железнодорожных участков с интенсивным переходом людей, где в основном гибнут граждане, общей протяженностью - 37,6 км (на участках Кургасын - Шымкент - 10,2 км, Шымкент - Кызыл-Сай - 27,4 км).
В планах “Қазақстан темір жолы” на ближайшую перспективу преду-смотрено ограждение железнодорожных участков с интенсивным переходом людей протяженностью 90 км на участках Уральск - Жилаево, Актобе-1 - Женишке, Актобе-1 -
Актобе-2, Защита - Коршуново, Усть-Каменогорск - Защита, Алматы-1 - Медеу, Алматы-1 - Бурундай, Алматы-1 - Алматы-2” и станционные пути города Атырау.
Как видим, планы у “Қазақстан темір жолы” весьма серьезные. Но одних усилий компании недостаточно, чтобы полностью исключить трагедии на путях. Поэтому каждый казахстанец должен помнить: железная дорога - зона повышенной опасности!

Валерий ШМАКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть