2749

Триумфальные арки

Несмотря на действующие ограничения и весовой контроль автотранспорта, перегруженные машины продолжают бороздить казахстанские дороги. Проверить каждую машину на контрольных постах физически сложно, к тому же ответственные за эту работу госмужи не всегда выполняют ее добросовестно. Чтобы изменить ситуацию, в прошлом году стационарные посты стали заменять электронными арками. Автоперевозчики такому нововведению, мягко скажем, не обрадовались.

Пару лет назад чиновники в не­официальных беседах признавали: грузоперевозками занимаются разные люди. У кого-то из них родственники влиятельные: то один позвонит на пост, то другой, а кто-то с нарушениями проходит контроль благодаря чрезмерной предприимчивости. Причем не только своей, но и крышевателей. Ответственные за работу постов служащие даже попадали в сводки финпола: например, в 2009 году ими на дорогах было собрано больше 90 млн. тенге.
Всерьез взялись за изменение такого положения дел в прошлом году, когда в Казахстане в пилотном режиме заработали три конт­рольные арки взамен пунктов транс­портного контроля. Нивелировали человеческий фактор, убрав сотрудников, вместо них установили видеокамеры и весы, подключив их к ситуационному центру, чтобы информация о перегрузе и неправильных габаритах сразу поступала в электронную базу данных.
По словам главы комитета транспортного контроля Минтранскома Асета АСАВБАЕВА, задумка оказалась удачной.
Прежде всего значительно ускорилось прохождение машин через такие е-арки, ведь водителям теперь не нужно останавливаться для взвешивания, в то время как на обычном посту контроля на это уходит до 40 минут.
Кроме того, автоматизированные устройства неподкупны: в текущем году выявлено всего два случая коррупции, но и они - на совести сотрудников пунктов контро­ля. Для сравнения, в 2011 году попались 28 человек, а сколько еще обогатились без публичного признания, никому неведомо.
Выводы не заставили себя долго ждать: пару месяцев назад к существующим трем е-аркам добавили еще десять, а в будущем году появятся еще 18, к 2015-му - 80. Одновременно исчезнут ручные пос­ты контроля - штатный список уже убавился на 77 единиц.
А у грузоперевозчиков появился хороший стимул следить за весовыми нормами, потому как с е-арками “решить вопрос” технически невозможно, а денежная кара с недавних пор очень сурова. Штраф за перегруз без специального разрешения для физлиц и индивидуальных предпринимателей отныне равен 200 МРП, для “малых” бизнесменов - 500 МРП, для субъектов крупного бизнеса - 1000 МРП.
- Штрафов в нынешнем году собрано около одного миллиарда тенге, тогда как в прошлом - всего около 300 млн. Мы считаем, что это произошло благодаря повышению штрафных тарифов в августе плюс сказался эффект от автоматизированных арок, - убежден Асет Асавбаев. - Когда оснастим все трассы е-арками и уберем посты, постепенно взыс­каний станет меньше, потому что компаниям-перевозчикам нет смысла регулярно платить такие огромные суммы: проще соблюдать правила.
По его словам, перевозчики долго и яростно сопротивлялись ноу-хау. Они понимали: придется докупать прицепы, а это добавочные расходы - самая нелюбимая в бизнес-среде штука. Но в результате сдались и стали закупать прицепы - на них можно перевез­ти тот же вес, но с грамотным распределением нагрузки на ось. Стандарты, кстати, меняются - в советское время разрешалась нагрузка 6-8 тонн на ось, сейчас показатель вырос до 10 тонн. Кроме того, в Казахстане уже строят дороги, рассчитанные на 13 тонн, так что, как видим, стандарты нагрузки постепенно растут.

Ольга МИХАЙЛОВА, Астана


Материал опубликован в рамках гос­информзаказа.

Поделиться
Класснуть