1245

“Облако” в каждой квартире

Как невидимые электронные чиновники помогают гражданам жить лучше? Как облачные технологии используются адептами тайм-менеджмента? Зачем нужны открытые данные в Интернете? О мировых трендах в сфере электронного правительства нашему изданию рассказала заместитель председателя правления национального холдинга “Зерде” Бикеш КУРМАНГАЛИЕВА (на снимке).

- Осенью Казахстан участвовал в форуме в Южной Корее, где обсуждались все современные мировые ноу-хау электронного правительства. Чем сегодня могут поделиться страны, в которых онлайн-обслуживание давно стало будничным явлением?
- На глобальном e-government-форуме обсуждалось, как улучшить систему госуправления, как технологии могут кардинально изменить подход к госуправлению, как это сделать эффективно, учитывая особенности и инфраструктуру различных государств. Например, рассматривался опыт стран Африки, в которых не было поэтапных переходов от мейнфреймов к персональным компьютерам, от ПК - к гаджетам, они все эти стадии перескочили и сразу начали пользоваться мобильными сервисами. ООН демонстрировала, как реализовывались проекты в Нигерии, Эфиопии.
Там, где высокое проникновение мобильной связи, даже при отсутствии высокоскоростных каналов доступа к Интернету можно оказывать очень полезные услуги. Например, запись к врачам, первичная врачебная помощь при эпидемиях по мобильному телефону. В Южной Корее автоматизировано практически все, системы интеллектуальной транспортной среды предвидят возникновение пробок и регулируют движение так, чтобы водители не тратили лишнее время на передвижение - без всяких регулировщиков в форме. Перечислять достижения южнокорейских разработчиков можно часами.
Участники форума делились лучшей практикой в разных условиях. Рассматривались кейсы стран с разным уровнем развития технологий, законодательства. Но нет уникального рецепта, как стать максимально продвинутыми.
Обсуждались и другие не менее актуальные темы - открытое правительство, открытые данные, участие граждан в решении государственных задач.
- Участвовать в решении задач, стоящих перед государством, чувствовать, что их мнение востребовано, - это очень важно для граждан своих стран, в том числе и казахстанцев. Каков в этом плане мировой опыт?
- В мире это хорошо развито на муниципальном уровне. В европейских странах муниципалитеты часто привлекают граждан к принятию решений по определению мест строительства медицинских, образовательных учреждений, о направлениях транспортных маршрутов, вплоть до того, как проложить пешеходные дороги. На самом деле ничто так не волнует людей, как конкретные проблемы их района, и, естественно, они участвуют в обсуждениях, поскольку это напрямую влияет на их жизнь. Муниципальный опыт выгоден и для государства в целом - минимизируется бюрократия, все больше функций делегируется обществу. Здесь действует принцип открытости информации и бюджета - чем госорганы более открыты для граждан, тем выше и прочнее гражданское доверие к государству.
- Как решение обществом государственных задач влияет на уровень коррупции? И сокращает ли такая, скажем так, передача полномочий расходы граждан на получение госуслуг?
- Открытость напрямую влияет на уровень коррупции, остается все меньше возможностей что-то утаивать, нецелевым образом использовать казенные средства. И принятие решений, если оно всегда доступно общественности, будет под ее контролем.
Что касается расходов, то это более сложный процесс. Это зависит от того, что мы считаем экономией. Прежде всего нужно вести речь о повышении качества жизни. В этом контексте экономия скорее косвенная, нежели в привычном понимании этого слова: можно одни и те же системы, допустим, здравоохранения, сделать более эффективными за счет экономии времени врача на рутинные процедуры оформления документов пациентов. Вы сами, наверное, были пациентом и видели, как врач, не поднимая головы, что-то строчит на бумаге, потому что есть стандартные процедуры, которые он обязан выполнить. И это становится чуть ли не самоцелью. А когда у доктора есть электронная карта пациента с полным анамнезом, анализами, он ее просто дополняет своими диагнозами, назначением, больше времени остается на то, чтобы заниматься непосредственно больным. То же самое в образовании: освобождая учителя от бумажной рутины, мы предоставляем ему больше возможностей для творчества и обучения, работы с аудиторией. Это колоссальный эффект - повышение качества и результативности.
- В последние годы много говорится об облачных технологиях, но не все понимают, что это такое. Объясните, пожалуйста.
- Единый сервер, на котором обрабатываются данные целой области, то есть когда каналы связи позволяют вам использовать вместо двухсот серверов один. За счет него возникает возможность колоссально экономить на серверах, серверных комнатах, администраторе. Если информация госоргана обрабатывается на своем оборудовании, силами своих разработчиков, серверные мощности часто используются не более чем на 50 процентов. То есть практически невозможно равномерно загрузить на постоянной основе весь ресурс дорогостоящей техники. В то же время у другого госоргана может наблюдаться дефицит емкости, особенно в пиковые нагрузки. К примеру, налоговый комитет это остро ощущает, когда начинается декларирование доходов, казначейство - когда начинается закрытие периода планирования бюджетов и так далее. Такая цикличность пиковых нагрузок заставляет госорганы покупать избыточное оборудование. Хотя можно ско­оперироваться и перераспределять эту нагрузку. Этим мы сейчас занимаемся - внедряем сервисную модель информатизации госорганов, создаем единую виртуальную серверную платформу. Все системы госорганов должны быть поэтапно перенесены на эту платформу. На очереди - документооборот, есть план поэтапного перевода госуслуг в такое вот “облако”.
- Насколько активно применяют облачные технологии в мире?
- Сейчас наблюдается бум в этой сфере - как со стороны государства, так и со стороны коммерческого сектора. Все знают Amazon, Google, mail.ru - это все “облака”. Великобритания, Япония, США разработали стратегии перехода в облачную инфраструктуру и успешно ее реализовывают. В частности, Великобритания уже перешла на облачную платформу. Конечно, чем выше уровень автоматизации страны, тем сложнее ей в одночасье все перевести в “облако” - они обросли слишком большим хозяйством, один налоговый комитет чего стоит в той же Великобритании! Это недешевое удовольствие при единовременных инвестициях, но отдача в течение десяти лет очевидна - можно получить около 30 процентов экономии.
Что касается Казахстана, то сегодня уже некоторые отечественные компании используют облачную бухгалтерию, облачный документооборот. Мы находимся сейчас, можно сказать, на начальном этапе массового применения облачных сервисов.
- Ранее вы говорили также об открытых данных. Что это и как работает в Казахстане?
- Госструктуры через свои ресурсы предоставляют информационные услуги. Это тоже определенное раскрытие данных, но для конечного пользователя. Кроме того, существует концепция открытых данных, ее поддерживает общественное объединение стран (их там уже свыше 60) - Open Government Partnership. Партнерство декларирует модель, когда мы открываем данные в машиночитаемом формате. Таким образом, бизнесу дается возможность преобразовывать эти данные, комбинировать и предоставлять гражданам максимально полезные сервисы. Но если государство эту информацию предоставляет бесплатно, то бизнес может предоставлять свои сервисы на возмездной основе, в зависимости от своего вклада в конечный сервис и его ценности для пользователя.
Сейчас, правда, идут споры о том, может ли государство регулировать цены на сервисы, потому что информация для их создания вроде как бесплатна. Например, Министерство образования и науки может опубликовать список школьных учреждений. А бизнес на его основе может сделать аннотации на эти учреждения, привязать их к онлайн-карте и предоставить за определенную плату пользователям комплексную услугу - как подобрать школу для ребенка. Таким образом можно создать множество сервисов, помогающих делать выбор, не выходя из дома, тут же узнавая все нюансы.
- Сегодня Казахстан занимает 38-е место из 192 стран в рейтинге развития е-правительства. Можем шагнуть выше?
- Конечно. Во-первых, мы разрабатываем мобильное электронное правительство для удобства наших граждан, потому что сегодня практически каждый из нас имеет сотовый телефон, а то и не один. Во-вторых, Министерство транспорта и коммуникаций и холдинг “Зерде”, как я говорила выше, строит государственное “облако” для перевода на эту платформу всех систем и приложений, используемых в работе государственных органов. Третий, очень важный, проект - “Открытые данные”. Мы планируем системно заниматься раскрытием данных. Но при этом надо быть очень осторожными, чтобы не нарушить закон о персональных данных, соблюдать конфиденциальность, чтобы не сделать граждан более уязвимыми. Кроме того, запускаем резервный дата-центр и сеть дата-центров по республике, чтобы услуги были доступны во всех регионах нашей необъятной страны.

Ольга МИХАЙЛОВА, Астана


Материал опубликован в рамках госинформзаказа

Поделиться
Класснуть