3353

Стыковка состоялась

12 декабря текущего года на линии Жезказган - Саксаульская произошло знаменательное событие - стыковка верхнего строения пути близ станции Косколь. На линии Аркалык - Шубарколь стыковка состоялась 19 ноября в районе будущей станции Майбулак.

Первый этап строительства подошел к логическому завершению. Где ровной стрелой, а где и извилистой линией пролегли рельсы, являющиеся символом начала новой жизни региона, активного развития промышленности и улучшения транзитного потенциала страны.
В том, что линия построена в рекордно короткие сроки, заслуга многих, в том числе и исполнительных органов местной власти двух сопредельных областей - Карагандинской и Кызылординской, по территории которых проходят линии Жезказган - Саксаульская, Аркалык - Шубарколь. Акиматы областей, их городов и районов принимают самое активное участие в решении многих вопросов.
- Переоценить влияние строительства новой линии сложно, как и недооценить, - говорит заместитель акима города Жезказгана по социальным вопросам Бейбут Аханов. - Огромное эпохальное влияние имеет как сама стройка, так и эксплуатация железной дороги в дальнейшем. Мечта многих поколений, цель, которую долго не могли достичь. Принципиальное решение транзитно-транспортной проблемы, обеспечение материалами региона с вводом железнодорожной линии будут иметь влияние на социально-экономическую ситуацию, удобство граждан, развитие региона, экономики, бизнеса, всей сопутствующей инфраструктуры и, конечно, притягательность в инвестиционном плане.
В данное время железнодорожные линии приобрели законченную форму. Протяженность линии Аркалык - Шубарколь 214,5 километра. Она включает в себя 125 малых искусственных сооружений, 8 мостов, 2 путепровода. На линии Жезказган - Саксаульская через реки и овраги перекинуто 12 мостов, 244 водопропускные трубы уложены в тело земляной насыпи, в которую отсыпано почти 30 млн. кубических метров грунта. Этот внушительный объем работы выполнен буквально за 16 месяцев.
Дороги, построенные в кратчайшие сроки, пролегают по непростой, сильнопересеченной местности. Обе линии отличаются большим количеством выемок. Глубина их доходит до 17 метров, длина - до 3-4 километров, а на линии Аркалык - Шубарколь выемки тянутся по 5-6 километров. Высота насыпи в некоторых местах достигает отметки 21 метр.
Поскольку выемки подвержены снегозаносимости, еще на этапе строительства принимаются меры по их защите от снежных заносов. Строители стараются максимально раскрыть выемки, заготовлены железобетонные щиты, которые будут смонтированы в следующем году, устанавливаются снегозащитные дамбы.
При отсыпке земполотна было задействовано 33 субподрядные организации, которые имели в своем распоряжении большое количество техники. В песках, в связи с тем что грузовым автомобилям не проехать, в основном использовались техника на гусеничном ходу, погрузчики.
ТОО “Компания “Жол жөндеуші” как генеральный подрядчик помимо выполнения контролирующих и организационных функ­ций принимало самое активное участие в стройке. Был создан строительно-монтажный отряд, выполнявший работы соответственно своему назначению. На территории будущей станции Карсакпай организовали парк тяжелой техники - тракторы, грейдеры, чтобы ускорить отсыпку земполотна и в случае необходимости прийти на помощь отстающим от графика организациям.
Быстрейшему завершению работ способствовал и тот факт, что сборка рельсошпальной решетки производилась сразу в нескольких местах близ строящейся линии - в Жезказгане, Байконыре, со стороны Саксаульской действовали две базы.
Организация производственной базы непосредственно на месте стройки - дальновидное решение ТОО “Компания “Жол жөндеуші”, позволившее сэкономить время на доставке готовых РШР. База была создана в течение двух с половиной месяцев благодаря активному участию органов местной исполнительной власти.
Материалы для укладки верхнего строения пути использовались только новейшие, сертифицированные. Инертные материалы, применявшиеся при строительстве земляного полотна и производстве бетона, проверялись лабораториями субподрядных организаций, генерального подрядчика и независимой лабораторией. Нареканий к качеству железнодорожной насыпи и искусственных сооружений нет.
Из двенадцати мостов на линии Жезказган - Саксаульская четыре монолитных, возведенных по новой технологии.
- Такие мосты построены у нас впервые, - отмечает Р. МОЛДАГУЛОВ, директор филиала ТОО “Компания “Жол жөндеуші” - “Дирекция по строительству линии “Жезказган - Саксаульская”. - Необходимость найти новое техническое решение была продиктована труднодоступностью мест. Готовые мостовые конструкции по непроезжей местности сложно доставлять, инертные же материалы для монолитных мостов завезти намного проще. Новая технология строительства вполне себя оправдала. Мосты долговечные, прочные, просты в обслуживании. Они построены на 201, 244, 255, 266-м километрах. Три из них достигают в длину 47 метров, четвертый - 52 метра.
При прокладке водопропускных труб применили гофру - полимерную гофрированную трубу. Она выдерживает довольно сильные нагрузки, абсолютно водонепроницаема, быстро собирается и легче доставляется к месту установки. Там же, где ожидается большой объем воды, по-прежнему монтировали железобетонные трубы.
При реализации проекта учтено все, чтобы не нарушать природное равновесие. Так, места, по которым проходит железная дорога, - ареал обитания сайги. Чтобы не нарушать маршруты ее миграции, на большем протяжении линии, от Карсакпая в западную сторону, на каждом перегоне обустраиваются сайго- и скотопрогоны. Отсыпается специальная пологая территория шириной 50 метров, преимущественно в тех местах, где насыпь невысокая, максимум три метра, которая ограждается столбиками, чтобы ею могли воспользоваться только животные.
Грамотная организация труда на строительстве линии - правильная расстановка сил субподрядных организаций, обеспечение достаточным количеством машин и механизмов, заблаговременная заготовка инертных материалов, подбор квалифицированных специалистов, сменный график работы, создание бытовых условий работникам - позволила ТОО “Компания “Жол жөндеуші” качественно и в установленные сроки завершить первую часть проекта - отсыпку земляного полотна и укладку верхнего строения пути.
В 2014 году ТОО “Компания “Жол жөндеуші” предстоит закончить первый пусковой комплекс, в который помимо уже завершенных работ входит строительство станций, устройств сигнализации, централизации и блокировки, постов ЭЦ, энергоснабжения, административных зданий и жилья. Также предстоит пустить грузовое движение, начать временную эксплуатацию. И в том, что все это будет выполнено в срок, сомневаться не приходится.

Любовь Говорухина, выпускающий редактор железнодорожного журнала “Транс-Экспресс Қазақстан”

Поделиться
Класснуть