3650

Охота на глисс

Айвар ХУСПАНОВ - единственный пока в Казахстане патентованный изобретатель и производитель аэроботов. Конструкции, которые он строит, легкие, быстроходные и в полтора раза дешевле аналогов из соседней России. Принцип их движения - глиссирование - скольжение по поверхности.

Причина, по которой Айвар Хуспанов занялся разработкой аэроботов, довольно банальна.
- Я человек дикий, - объясняет Айвар. - Турист, рыбак и охотник. В нашей области множество красивейших мест, куда просто так не добраться. Но ведь нет ничего невозможного! Как-то по телевизору увидел аэроглиссер ну и решил, что не буду ждать милостей от природы, и занялся конструированием.
Конструкции, которые разрабатывает Айвар, легкие и прочные. Аэроботы способны развивать скорость до 75 км/ч по воде и больше 120 км/ч - по снегу. На них можно передвигаться по камышам, болотистой местности, а местами даже по грунту. Словом, чудо-техника.
- О маневренности аэробота можете судить сами: на полной скорости в 75 км/ч я разворачивался на воде на 180 градусов. Никаких проблем!
Принцип движения аэробота - аквапланирование. При наборе скорости в определенный момент бот выходит на глиссирование, он как бы скользит по поверхности. Чистота движения во многом зависит от веса конструкции, ее скорости и загруженности. Ну и в первую очередь, конечно, от точности расчетов конструктора.
- Прежде чем первый нормальный бот построить, было много проб и ошибок, - продолжает Айвар. - Строил винтомоторные модели, аэросани. К тому же время было неспокойное. Нужно было работать, выживать как-то.
В 90-м году Айвар, окончив местное радиотехническое училище, сразу поступил в сельскохозяйственный институт на инженера-механика. Чтобы как-то прокормиться, приходилось учиться и работать.
- Кем только работать не приходилось, - вспоминает Айвар. - И телемастером, и строителем, на рынке торговал и даже сторожем был. Ни от какой работы не отказывался. Но понятно, что это все было не мое. Поэтому, как только наметился какой-то просвет, опять занялся моделированием.
Свой первый аэробот Айвар заложил лет 10 назад. И почти сразу понял, что для строительства такой машины ему не хватает знаний по аэродинамике. Пришлось заново перечитать школьный курс физики и химии, потом стал изучать более серьезные книги.
- Вот, например, дно бота обшито высокомолекулярным полиэтиленом низкого давления - у него очень низкий КПД трения, оно сводится к минимальному проценту. И таких тонкостей при конструировании и строительстве десятки. Все это я взял не с потолка, а из опыта других изобретателей, изучая ту же физику и химию.
Прежде чем собирать аэробот, Айвар сделал его фанерный макет в натуральную величину.
- Судовой алюминий очень дорогой, - объясняет конструктор. - В первый раз, конечно, страшно было - если не там разрежу, потом как клеить или сваривать? Каждый новый шов утяжеляет конструкцию. Словом, сначала собрал все из фанеры, проверил, потом разобрал и перенес на алюминий. Потом пришлось осваивать аргонно-дуговую сварку. Затем понадобилось новое оборудование. Словом, всю душу вложил. Ну и средства тоже, конечно.
Однако первая действующая модель вышла неудачной.
- На глисс конструкция выходила, но при определенной скорости возникал эффект дельфинизма - она как бы прыгала по волнам, это создавало сильную качку. В общем, неудачная вышла модель. Я ее забросил и, надо сказать, до сих пор до ума не довел. Ждет своего часа.
Потом были более удачные работы. Удачные настолько, что этими аэроботами заинтересовались казахстанские толстосумы. Четыре конструкции Айвар продал в частные руки, и на них теперь бороздят просторы обеспеченные любители экстремального отдыха.
Однако главная задача конструктора не только обеспечение отдыха, а поставка аэроботов на вооружение казахстанских спасателей и других спецслужб.
- Учитывая все динамические качества этой конструкции, можно проектировать и производить боты для нужд спецорганов, - уверен Айвар Хуспанов. - Например, для тушения пожаров в недоступных местах - лесных и прибрежных зонах, где нецелесообразно и дорого использование авиации, для проведения спасательных операций в случаях наводнений, стихийных бедствий... Скорая медицинская помощь сможет быстро добираться в отдаленные села и точки, аэроботы можно использовать для круглогодичного патрулирования территорий в пограничной службе, водной полиции, рыбоохранной инспекции и геологоразведке. Во многих странах аэроботы используют для противогнусовых операций. Для этих целей их оборудуют системой распыления. При этом достигается максимальный эффект, ведь распыление происходит при помощи воздушной струи пропеллера и в самом очаге распространения насекомых. Это в разы дешевле использования авиации.
Сейчас Айвар Хуспанов готовит новую модель аэробота. Ее он заложил специально для того, чтобы продемонстрировать возможности аэроглиссера в МЧС. Чтобы сразу и навсегда поразить сердца спасателей, аэробот строят большой, вместительный.
- Бот рассчитан на несколько человек - для них будут предусмотрены посадочные места. Эта модель нужна для того, чтобы можно было вывезти из зоны бедствия до десятка человек сразу. Верх будет закрытым - мы установим кабину, и это значительно снизит шум.
На строительство даже самого небольшого аэробота уходит не меньше 2-2,5 месяца. Причем немалую часть времени отнимает доставка материалов. Двигатели Айвар заказывает во Владивостоке, винты - в Казани, а судовой алюминий в Уральск везут из Петербурга.
По словам Айвара, на всей территории СНГ лишь совсем недавно появились два или три предприятия, которые выпускают аэроботы. В Казахстане же аналогов его конструкций нет вообще.
- Россияне продают свои аэроглиссеры по 8 млн. тенге, если пересчитывать на наши деньги. А я готов отдавать свои аналогичные изобретения за 5,7 млн. тенге, - объясняет Айвар. - По-моему, разница очевидна.
В общем, если все пойдет по плану, молодой изобретатель собирается наладить производство аэроботов. Дело, как говорится, за малым: что скажут заинтересованные службы и ведомства.

 

Изобретатель Айвар ХУСПАНОВ милостей от природы не ждет.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и из архива Айвара ХУСПАНОВА, Уральск

Поделиться
Класснуть