3965

Хватит травить бизнес!

Позволит ли новый единый закон о закупках, с одной стороны, побороть коррупцию, откаты и лоббирование “своих”, а с другой - усилить конкуренцию и подпустить к кормушке “чужих”?

21 января премьер-министр Серик АХМЕТОВ произвел небольшую сенсацию: он поручил Агентству по защите конкуренции (АЗК) и Минэкономики и бюджетного планирования до 1 мая внести предложения по проекту единого закона о закупках. При этом глава правительства заметил, что новый документ не будет касаться вопросов, связанных с бюджетным законом о госзакупках. Мы спросили наших экспертов, каким, по их мнению, должен быть закупочный закон.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Екатерина НИКИТИНСКАЯ (на снимке) полагает, что задача нового закона - создать некую единую нормативную базу проведения закупок, определить основные принципы, правила контроля и систему обжалований результатов тендеров.
- Закон о госзакупках регламентирует вопросы приобретения товаров и услуг по линии государственных ведомств и местных исполнительных органов власти, - пояснила Екатерина Сергеевна. - Он как действовал, так и будет действовать. А речь идет о новом едином законе, который призван регулировать закупки компаний и организаций так называемого квазигосударственного сектора (фонд “Самрук-Казына”, холдинг “Байтерек” и другие. - В. Б.), недропользователей, системообразующих предприятий, субъектов естественных монополий и других компаний, в том числе таких, как, например, Назарбаев Университет. Сейчас у нас нет единого закона для этой сферы закупок, а есть лишь, если можно так выразиться, автономные внутрикорпоративные правила их проведения. То есть компания сама проводит тендер и сама его контролирует. А вы понимаете, насколько это “эффективно”, когда сам принимаешь решение, сам его исполняешь и сам себя контролируешь.
Между тем границы, где заканчивается государственное хозяйствование и начинается рыночное регулирование, в вопросах тендера довольно размыты. А ведь деньги тут крутятся немалые! По словам Екатерины Никитинской, только в этом году и только в рамках госзакупок планируется затратить 1,59 трлн. тенге. В квазигосударственном секторе расходы на подобные цели будут в разы больше. Например, только фонд “Самрук-Казына” намерен закупить на 4,77 трлн. тенге, недропользователи - на 3,14 трлн. тенге.
- Необходимость единого закона о закупках в Казахстане обусловлена и вхождением нашей страны в Таможенный союз с последующим формированием Единого экономического пространства, а также предстоящим присоединением нашей страны к ВТО, - продолжает Екатерина Никитинская. - К слову, у россиян такой закон уже есть, он носит рамочный характер - в целом устанавливает правила игры, регламентирует какие-то принципы. Мы, видимо, тоже пойдем по этому пути. В данный момент мы не знаем, какие подходы собираются применить в правительстве при создании нового закона, но наша палата предлагает оговорить в нем все допустимые формы осуществления закупок. При этом мы считаем, что нормативная база должна быть двухуровневой: общий закон и подзаконные акты для всех хозяйствующих субъектов.
По нашему мнению, должны быть предусмотрены и вопросы противодействия коррупции. Мы предлагаем контролирующим органом за проведением закупок определить комитет финансового контроля Минфина, который сейчас контролирует систему госзакупок, а также АЗК: очень важно следить за тем, чтобы все предприниматели имели равный конкурентный доступ к тендерам.
Кроме того, мы предлагаем ввести иную систему судебных разбирательств, чтобы оспариваемые итоги тендеров хозсубъектов рассматривались не в государственных, а в третейских судах. Считаем, что такой подход разгрузит обычные суды, а решения будут более транспарентными и справедливыми. Такой третейский суд мы хотим создать при нашей палате.
В свою очередь, председатель общественного объединения “Союз женщин-предпринимателей Казах­стана” Меруерт КАЗБЕКОВА (на снимке) считает, что новый закон должен стать преградой для пагубной ценовой политики “на понижение”, разрушающей бизнес.
- Ну нельзя закупать на тендерах самое дешевое, например, детское питание для школ и детсадов! -
восклицает Меруерт Айткажиевна. - В первую очередь нужно смотреть на качество, а уже потом на цену. Новый закон не должен работать на обогащение кучки лиц, ответственных за тендер.
По мнению же президента Алматинской ассоциации предпринимателей Виктора ЯМБАЕВА (на снимке), в новом едином законе о закупках следует четче регламентировать рамки ответственности участвующих в организации и проведении тендеров.
- Только ленивый не говорит о том, что закупки - это насквозь коррупционная процедура. Сейчас в тюрьмах сидят не те, кто виновен в плачевных итогах тендера, а те, кто попался! - уверен Виктор Вениаминович. - Уголовные дела надо возбуждать в первую очередь на тех, кто проводил тендер, а не на бизнесменов. Рыба гниет с головы, а у нас чистят ее с хвоста.
Есть прочно устоявшиеся скрытые схемы на тендерах, особенно в нацкомпаниях, которые сломать будет трудно, а может, и невозможно, - продолжает собеседник. - Действующая система закупок вызывает отвращение у многих предпринимателей, но в сегодняшнее довольно непростое для бизнеса время они вынуждены участвовать в тендерах. Сейчас успешным является тот бизнес и для тех, куда закачиваются бюджетные средства и кого подпустили к тендерной кормушке. Остальные ведут ежедневную борьбу за выживание с переменным успехом. Те же предприниматели, у кого бизнес более-менее на ногах, не хотят связываться с тендерами, потому что там очень серьезный фискальный прессинг со стороны контролирующих органов.
Словно продолжая сказанное Ямбаевым, депутат мажилиса IV и V созывов Мурат АБЕНОВ (на снимке) утверждает:
- Направленность нашего законодательства - на презумпцию виновности бизнеса. Заведомо подозревая всех предпринимателей в коррупции, мы настолько ужесточили законодательство в сфере тендеров, что многие бизнесмены не хотят участвовать в них.
Он считает, что новый закон должен помочь разрушить сложившиеся монополии на тендерах:
- Мы как-то закрываем глаза, когда идет закуп только из одного источника. А ведь это не всегда приводит к эффективности. С 2014 года на наш рынок могут зайти россияне и белорусы, и это обстоятельство еще хуже может ударить по нашему бизнесу, которому надо будет конкурировать не только с отечественными монополистами в сфере закупок. Поэтому надо создавать более прозрачные правила игры и развивать реальную конкуренцию! У казахов есть пословица: если щенка бить, то когда он вырастет, не сможет бороться с волком. Получается, мы свой бизнес затравили. Сможет ли он конкурировать с представителями иностранного бизнеса?


Виктор БУРДИН, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть