1453

Почём услуги для народа?

Насколько качественны и доступны государственные услуги? Почему в этой сфере зачастую наблюдаются коррупционные проявления? Какие государственные органы чаще всего препятствуют деятельности предпринимателей? Ответы на эти и другие вопросы попыталась найти Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, проведя с 20 декабря 2013 года по 20 февраля 2014 года общественный мониторинг качества оказания государственными органами и организациями 30 государственных услуг. О целях проведения данного мониторинга и его результатах мы попросили рассказать заместителя директора департамента общественного мониторинга Национальной палаты предпринимателей Ербола УСТЕМИРОВА (на снимке).

- Мы проводили мониторинг с той целью, чтобы выявить, какие существуют административные барьеры в данной сфере, узнать, какие процедурные и субъективные нарушения допускают государственные служащие, а также выработать предложения по внесению изменений в стандарты и регламенты государственных услуг для их оптимизации.
На мой взгляд, мониторинг поможет получить объективную картину по поводу того, насколько удовлетворены граждане качеством оказываемых госорганами услуг. К тому же, думается, мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.
При проведении мониторинга мы воспользовались методикой Агентства по делам государственной службы по оценке качества оказания государственных услуг.
Всего в ходе общественного мониторинга проведено анкетирование 12839 предпринимателей, 141 фокус-группы, 327 “таинственных покупателей”, интервьюировано 589 респондентов, в 389 государственных органах проведены наблюдения общей продолжительностью 4614 часов.
Результаты общественного мониторинга выявили массу проблем, начиная от многочисленных нарушений сроков оказания услуги и несовершенства стандартов до коррупционных проявлений со стороны государственных служащих.
Около 45 процентов опрошенных предпринимателей заявили о том, что сложившиеся условия для получения государственной услуги вынуждают их прибегать к незаконным методам решения вопросов.
Более того, чаще всего с коррупцией сталкиваются начинающие предприятия, которым в процессе развития своего бизнеса приходится встраиваться в систему коррупционных отношений.
- Можете назвать госорганы, где чаще всего бизнесменам приходится прибегать к взяткам для получения той или иной услуги?
- Наиболее коррупциогенными являются территориальные департаменты государственного архитектурно-строительного контроля, где зачастую для предпринимателей создаются различные административные барьеры при предоставлении лицензий.
К примеру, при пере­оформлении лицензии на проектную деятельность по причине присвоения категории по другим основаниям работники департамента ГАСКиЛ по Акмолинской области неправомерно требуют справку налогового органа о регистрации в качестве налогоплательщика. Между тем, согласно стандарту государственной услуги, такая справка не требуется.
Предприниматели Павлодарской области пожаловались на невозможность получения в департаменте государственного архитектурно-строительного контроля лицензии без посредников, им отказывают по различным основаниям, однако при сдаче того же пакета документов через посредников лицензия выдается.
Высокий уровень коррупциогенности также отмечается в налоговых органах, органах санитарно-эпидемиологического надзора, органах архитектуры и по земельным отношениям, РГП “Научно-производственный центр земельного кадастра”. Так, работники исполнительных органов Восточно-Казахстанской области при выдаче архитектурно-планировочного задания требуют различное количество документов и услугу оказывают с нарушением сроков. Например, в Курчатове требуют предоставления 5 документов, в Абайском районе услугу оказывают в срок до 22 дней, хотя, согласно стандарту, услуга должна оказываться максимум в течение 15 дней, запрашиваться должно лишь 4 документа (для несейсмичных районов - 3).
В целом по стране количество неудовлетворенных качеством оказываемых государственных услуг предпринимателей составило 35,4 процента от общего числа респондентов.
- По каким услугам больше всего поступило претензий и замечаний от предпринимателей и как складывается ситуация в разрезе регионов?
- В большинстве случаев это выдача архитектурно-планировочного задания, таможенная очистка и выпуск товара, выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, утверждение землеустроительных проектов, предоставление субсидирования в рамках программы “Дорожная карта бизнеса-2020”.
Предприниматели из анализируемых 30 услуг по 26 высказали замечания по некомпетентности работников государственных органов, по 22 - по необеспеченности доступности услуги в части отсутствия информации о порядке получения услуги, сложности установленных форм, по 18 - по срокам оказания и обслуживания.
Наибольшая степень неудовлетворенности качеством оказания государственных услуг имеет место в Астане, Алматы и Актюбинской области.
Большинство предпринимателей отметило некомпетентность работников Центров обслуживания населения, которые часто не могут дать консультации по процедуре оказания услуги либо дают неправильные разъяснения и принимают неполный перечень документов, что впоследствии влечет отказ в предоставлении услуги, сбор и повторную сдачу документов.
Отдельно хотел бы сказать о гос­услугах, оказываемых предпринимателям местными исполнительными органами совместно с ФРП “Даму” в рамках программ поддержки предпринимателей “Дорожная карта бизнеса-2020”, развития моногородов на 2012-2020 годы.
В ходе опроса мы постарались выяснить, как оказывается услуга по предоставлению субсидирования ставки вознаграждения в рамках программы “Дорожная карта бизнеса-2020”.
Результаты общественного мониторинга показали, что стандарта данной услуги не имеется, более того - в проекте разработанного Министерством регионального развития стандарта результатом услуги является выписка из протокола заседания регионального координационного совета (РКС).
Между тем имеется масса проблем как до проведения заседания РКС, так и после данного заседания. Например, предпринимателю после получения протокола необходимо заключить трехсторонний договор с ФРП “Даму” и банком второго уровня.
Сроки по всем этим процедурам не установлены, что создает условия для коррупционных правонарушений. К примеру, в Павлодарской области отдельные предприниматели после получения положительного заключения РКС более 12 месяцев не могли получить услугу.
Аналогичная ситуация имеет место также по услугам по предоставлению гарантий и грантов по программе “Дорожная карта бизнеса-2020”, программе развития моногородов на 2012-2020 годы.
- Почему нарушения в сфере оказания госуслуг все же имеют место быть? Как известно, в июле 2012 года правительство утвердило Концепцию дальнейшего реформирования разрешительной системы, преду­сматривающей принятие мер по сокращению и оптимизации разрешительных процедур.
- Да, это так, но требования концепции государственными органами не исполняются. Правовой анализ действующих и разрабатываемых стандартов государственных услуг выявил проблемы по определению больших сроков оказания услуги, запроса сведений, содержащихся в государственных информационных системах, установлению отсылочных норм.
Так, в разработанном Министерством сельского хозяйства стандарте государственной услуги “Присвоение учетных номеров объектам производства, осуществляющим выращивание животных” установлено, что истребование от услугополучателей документов, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается. В то же время, согласно данному стандарту, для оказания услуги требуется свидетельство или справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица или свидетельство индивидуального предпринимателя.
Более того, при переоформлении учетного номера при изменении наименования и (или) организационно-правовой формы требуется подтверждение о присвоении ранее выданного учетного номера, который фактически выдается этим же органом.
Аналогичные нарушения допущены в стандартах Министерства транспорта и коммуникаций (выдача специального разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств), Министерства регионального развития (выдача лицензий на производство строительно-монтажных работ), Министерства труда и социальной защиты населения (выдача разрешения на привлечение иностранной рабочей силы).
Кроме того, стандартами создаются административные барьеры путем включения отсылочных норм по размерам сбора за услугу и по основаниям отказа либо полного отсутствия таких оснований.
Согласно Закону РК “О государственных услугах” и Правилам по разработке стандартов и регламентов государственных услуг, утвержденным приказом министра экономики и бюджетного планирования от 14 августа 2013 года №249, в стандарте должен быть указан полный перечень оснований для отказа, включение отсылочных норм на другие нормативные акты не допускается.
Вместе с тем стандарт Министерства окружающей среды и водных ресурсов по государственной услуге “выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду” при установлении оснований для отказа отсылает к статье 73 Экологического кодекса, стандарт Министерства юстиции по государственной услуге “выдача технического паспорта на недвижимое имущество” при установлении размера сбора отсылает к приказу председателя комитета регистрационной службы.
Указанные в стандартах нарушения создают потенциальные административные барьеры для предпринимателей.
В настоящее время государственными органами принимаются меры по изменению старых либо разработке новых стандартов с сокращением сроков оказания услуги и перечня представляемых документов.
Однако большинство стандартов по настоящее время не принято, в связи с чем в обобщенных информациях по каждой услуге отражены замечания и пожелания предпринимателей с учетом действующих стандартов и имевших место проблем.
Результаты общественного мониторинга мы направили в правительство и Агентство по делам государственной службы с просьбой дать поручения центральным и местным государственным органам для принятия комплексных мер по устранению и недопущению выявленных проблем и нарушений.

Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА, Астана

Поделиться
Класснуть