3530

Разрешите положить!

Казахстанская пенсионная система не эффективна и в нынешнем, реформированном, виде. К такому выводу приходят казахстанские эксперты, которых ничуть не удивила недавняя реплика главы Нацбанка Кайрата КЕЛИМБЕТОВА (на нижнем снимке), призвавшего “не ждать манны небесной” от нового Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Спрашивается: если в его работе мы не увидим ничего принципиально нового, зачем тогда вообще нужно было объединять 10 пенсионных фондов страны?

На этой неделе на собрании фракции “Нур Отана” в мажилисе Кайрат Келимбетов огорошил: “Манны небесной от того, что раньше это были частные пенсионные фонды, а теперь это государственный фонд, никто не обещает. Есть определенная характеристика работы финансовых рынков. Мы постараемся улучшить эффективность, по крайней мере, такие задачи перед нами руководство ставит. Чтобы не обещать что-то, к концу года мы точно скажем, как было и как стало”.
Такое аморфное, не внушающее особого оптимизма заявление главы Нацбанка наталкивает на два неутешительных вывода: либо Кайрат Нематович не уверен в себе и команде, которая будет рулить пенсионным фондом, либо никакого смысла в объединении частных фондов вообще не было. Это особенно удручает, если учесть, что только в феврале девальвация разом обесценила четверть всех пенсионных накоплений казахстанцев, которые сейчас составляют 3,9 трлн. тенге.
А ведь когда объединение только было в проекте, казахстанцев уверяли в его целесообразности. Например, в январе прошлого года предшественник Келимбетова Григорий МАРЧЕНКО тиражировал на всю страну плюсы создания ЕНПФ. Он, в частности, говорил: “Переманивание вкладчиков из одного фонда в другой снижало общую эффективность пенсионной системы. В условиях, когда пенсионный фонд будет один, клиентов переманивать никто не будет”. Григорий Александрович также заявлял, что уровень комиссионного вознаграждения в едином фонде будет снижаться, поскольку государство будет зарабатывать прибыль вкладчикам, а не себе. Еще Марченко обещал, что будет решена проблема сделок с аффилированными лицами: “Фонды приобретали бумаги аффилированных компаний, по некоторым из которых был дефолт, и в результате этого эти фонды понесли убытки... Если фонд будет один, и управляться он будет или правительством, или Национальным банком, то таких сделок с аффилированными лицами не будет”. Ну и, наконец, экс-глава Нацбанка сулил новому фонду единую систему оценки доходности. Ведь, по словам Марченко, некоторые фонды пытались привлечь вкладчиков на завышенную доходность.
Словом, казахстанцам обещали чуть ли не золотые горы. А теперь, когда объединение фондов де-юре и де-факто произошло, правительство просит не ждать манны небес­ной. Очень интересно!
Впрочем, в отличие от многих казахстанцев некоторые народные избранники не теряют оптимизма. Или делают вид, что не теряют. Так, зампредседателя мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА на упомянутом совещании заявила: “Я думаю, что сегодня он (глава Нацбанка. - В.Б.) старался быть очень скромным и умеренным в своих обещаниях. Я думаю, что где-то в закромах у него есть что-то большее, что он может нам как вкладчикам пенсионных фондов предложить. По крайней мере, я не теряю оптимизма. Дадим ему немножко время, чтобы отстроить структуру, решить свои хозяйственные вопросы, а потом уже начнем снова терзать нашими вопросами и требовать, чтобы инвестиции по нашим вкладам приносили максимально большую отдачу, чтобы старость казахстанцев была богатой и обеспеченной - как минимум, как у японцев. Или это слишком?” - возможно, на всякий случай, чтобы можно было реабилитировать себя, если что-то получится не так, сыпанула зерна сомнения Дарига Назарбаева.
И все же обеспокоенность судьбой пенсионной системы у избранников на лице. В частности, о целостности пенсионных счетов на прошлой неделе озаботилась мажилисвумен Гульжана КАРАГУСОВА, требовавшая от Келимбетова дать полную информацию о состоянии накоплений казахстанцев. С нескрываемым волнением она заявила, что у вкладчиков нет возможности получить выписку о своих пенсионных отчислениях посредством Интернета, особенно в городах, где нет филиалов ЕНПФ. Из-за этого люди не могут понять, были ли переведены их деньги, сколько их было и начислены ли на них дивиденды. И главное, не потерялась ли часть личных сбережений в процессе передачи. “Так как в прошлом году некоторые вкладчики некоторых фондов уже заявляли об исчезновении части своих накоплений”, - заметила депутат Карагусова. В ответ Келимбетов пообещал, что архивирование всех пенсионных дел закончится только к 1 июля и вкладчики получат всю необходимую информацию “в этом году”. Выходит, многие граждане еще в течение восьми месяцев могут пребывать в весьма неприятном неведении о своих кровных. Хотя Кайрат Нематович чуть ли не клятвенно заверяет, что “сохранность полностью обеспечена...” “Все сохранено, все запротоколировано, все учтено. Все пенсионные дела перешли полностью в государственную регистрацию, ведение и контроль”. Хотелось бы верить...
Тогда же Келимбетов признался: концепция по управлению пенсионными активами, которую разрабатывает Нацбанк совместно с правительством, еще не готова. Правда, уверяет, что она на стадии завершения. И вот куда согласно еще не готовому проекту могут, по словам главного банкира страны, пойти наши денежки:
- Для нас большой интерес представляет программа “Народное IPO”, сейчас она правительством активно дорабатывается. Мы на­деемся, что в этом и следующем годах такие компании, как KEGOС и “Самрук-Энерго”, могут выйти на “Народное IPO”. И будет возможность для населения через ЕНПФ также приобрести акции этих компаний. Важное место в этой концепции займут государственные ценные бумаги, то есть поддержка по финансированию дефицита бюджета. Также планируется задействовать квазигосударственный сектор в рамках программы “Народное IPO”. Также есть поручение главы государства по размещению средств ЕНПФ в виде долгосрочных 5-10-летних депозитов в банках второго уровня. Кроме того, есть у нас мысли по поводу зарубежных инструментов.
В общем, мыслей у чиновников, “дорвавшихся” до 21 млрд. долларов пенсионных денег Казахстана, много. Но - напомним! - манны небесной ждать не стоит. Особенно если учесть, что вложение денег в наш хиленький фондовый рынок похоже на русскую рулетку: может, повезет, и компания получит прибыль, а может, и с минусом останется. Так не проще ли было разрешить каждому казахстанцу положить свои накопленные на старость деньги, например, на обязательный банковский депозит с гарантированными процентами годовых? Но, видимо, 3,9 трлн. тенге для правительства слишком лакомый кусок, чтобы отдать его в распоряжение банкирам. А какой из государства “эффективный менеджер”, мы тоже знаем.
- В словах Келимбетова о едином пенсионном фонде я вижу такой смысл: не ожидайте ничего хорошего. Но, по крайней мере, это звучит намного честнее и порядочнее, чем фраза “я только вечером узнал о девальвации”, - считает экономист Магбат СПАНОВ (на снимке). - Население должно понять, что деньги на старость - это, наверное, будет какой-то минимум, и чтобы получать побольше пенсии, надо сейчас больше работать и делать дополнительные сбережения вне рамок государственной накопительной системы. Государство же должно создавать соответствующие условия для работы. А пока получается так: население делает вид, что работает, а государство делает вид, что сохраняет пенсионные сбережения и приумножает их.
- Выходит, фраза Келимбетова о манне небесной относится не столько к новому пенсионному фонду, сколько в целом к пенсионной системе?
- Думаю, да. В 1997 году предыдущий глава Нацбанка (Г. Марченко. - В. Б.) принимал активное участие в создании накопительной пенсионной системы. На каком-то этапе она сыграла свою положительную роль. Но потом что-то пошло не так, все заговорили: реформа не получилась. Хотя еще в 1997 году эксперты предупреждали: не надо бежать впереди паровоза, изменять систему надо эволюционным путем. И ответа на вопрос “Почему что-то пошло не так?” мы не услышали ни от одного из руководителей Нацбанка! Так почему бы правительству не собрать всех бывших и нынешних министров финансов, теперь уже бывших топ-менеджеров пенсионных фондов, экспертов, глав институтов финансового регулирования и не постараться выяснить причины? А на Келимбетова сегодня не надо вешать ярлыки, он сейчас будет отдуваться за работу своих предшественников с 1997 года.
Если бы инфляция в стране была меньше, тогда, может быть, пенсионные фонды работали бы прибыльнее. Но рост инфляции съедал весь инвестиционный доход фондов, - добавил эксперт.
Обозреватель газеты “Время”, экономист Петр СВОИК (на снимке) тоже считает, что менять нужно саму систему, а не ее составляющие.
- Мы неправильно выбрали пенсионный механизм не сейчас, а в 1997 году, когда с подачи Всемирного банка наше самое прогрессивное и послушное в мире либеральное правительство во главе с прежним председателем Нацбанка Григорием Марченко, не сильно задумываясь, начало внедрять накопительную пенсионную систему, для которой ни тогда, ни сейчас не было и нет оснований. Это накопительство имеет хоть какой-то смысл, когда есть фондовый рынок, куда можно вкладывать пенсионные деньги. А поскольку рынка акций у нас как такового не было ни тогда, ни сейчас, Минфин, прошу прощения, занимается самоудовлетворением. То есть сам выпускает ценные бумажки, которые сам же продает пенсионным фондам. А доход по ним по сути - это те же наши деньги, то есть налоги и бюджетные средства. Вот и получается, что половина всех наших пенсионных накоплений - это долги нашего же бюджета. И эта история длится уже 16 лет.
Послушают ли госмужи экспертов?

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть