2613

Опять “тройка”

Евразийский экономический союз Казахстана, России и Белоруссии, соглашение о создании которого лидеры трех государств подписали 29 мая в Астане, был безальтернативен. Будет ли этот союз, говоря словами классика, прекрасен - зависит от каждого из партнеров

По сути, подписание договора о создании ЕАЭС - это продление и некоторое расширение уже действующих по большей части соглашений и нормативных шагов. Основная их масса вступила в силу за последние три года, и некоторое увеличение в Казахстане больных вирусом антиевразийства “общей температуры по больнице” уже не изменит. Самое интересное теперь - останется ли объединение, заявленное как чисто экономическое, таковым в дальнейшем?

Кто на новенького?

По сути, единственная категория, попадающая ныне в ЕАЭС в разряд политических напрямую, - участие в объединении третьих стран, не прошедших пока “крещение” Таможенным союзом и Единым экономическим пространством. Таковых к настоящему моменту всего две: Армения и Киргизия. Оба государства очень трудно вписать в число успешных: даже если брать в расчет только постсоветские страны, по совокупности индексов (дело в том, что подавляющее большинство рейтингов чудовищно однобоко) Армения едва ли дотянет до середины списка, а Киргизия займет давно облюбованное место в первой тройке с конца. К примеру, по объемам ВВП на душу населения (стандартный индекс Всемирного банка) в 2012 году Киргизия уступала последнее место только Таджикистану, а Армения в том же рейтинге СНГ находится лишь тремя пунктами выше Киргизии.
Еще важнее в приложении к реализации в рамках ЕАЭС четырех ключевых свобод, о которых договорились учредители интеграционного объединения (свобода передвижения товаров, услуг, денег и рабочей силы), другой статистический показатель - уровень безработицы, где Армения возглавляет список из постсоветских государств, а Киргизия пытается удержаться в середняках, располагаясь на седьмом месте. К слову, официальный Бишкек по результатам динамики внутриполитических процессов мог бы продвинуться и дальше, если бы не шел по пятам за Украиной, статистика которой традиционно прирастает трудовыми мигрантами в России.
Этот список, к слову, можно продолжать, но основная мысль, думается, понятна: действительно ли нужны новому образованию соседние государства, по меньшей мере одно из которых раз в пятилетку претендует на роль failed state? Отрицательно ответить на этот вопрос мешают категории из разряда геополитических: Евразийский союз - это рынок емкостью в 170 миллионов человек, тогда как все экономические теории существования самодостаточных рынков предлагают каноническую цифру в 300 миллионов человек. Только пространство с таким населением теоретически может обеспечивать себя самостоятельно. Понятно, что в этом ключе гораздо интереснее увидеть в составе ЕАЭС многомиллионные Узбекистан и Украину. Однако это тот случай, когда мечтать не вредно. Во всяком случае, пока...

Не бросай товарища в труде

Другое дело - моменты, которые в нашей стране “евразскептики” почему-то относят к политике. Традиционно в этот список попадают вопросы наднационального регулирования - в диапазоне от совместного валютного контроля до согласованной макроэкономической политики. При этом понять, в чем же именно состоит суть претензий, довольно сложно. Можно ли считать негативным моментом, скажем, запрет на проведение односторонних шоковых девальваций - наподобие той, что устроила команда Кайрата КЕЛИМБЕТОВА в феврале нынешнего года?
И что это - политика или экономика? В любом случае очевидно: монетарная политика родного правительства после начала работы Евразийского союза 1 января 2015 года будет гораздо сдержаннее  и - страшно сказать применительно к нашим чиновникам - решительно вдумчивее.
Нечто похожее происходит и со свободным передвижением рабочей силы внутри Евразийского союза. На первый взгляд момент исключительно политический: кто, как не государство, должен регулировать трудовые рынки? Конечно, оно, родимое. Но справляется ли страна с дисбалансами в экономике, когда государству необходимы в массовом порядке специалисты с техническим образованием, а вузы массово выпускают юрис­тов и маркетологов? А вот единый на три страны рынок труда вполне может если не ликвидировать, то уж во всяком случае нивелировать разрыв хотя бы на уровне приграничного обмена специалистами. И если говорить прямо, то именно либерализация политики трех стран в области миграции способна стать фактором для казахстанских властей критически важным: существенно уменьшить приграничный отток рабочей силы в соседние с Казахстаном области России.

Киевская грусть

Впрочем, и не очень пока что понятных моментов в подписанном договоре немало. Например, не совсем ясен механизм работы союза в аграрной отрасли, строительной сфере и медицине. Да, соответствующие соглашения вроде бы готовятся, по некоторым из них даже подготовлены графики вступления в силу. Но от создания глобального интеграционного механизма все-таки ждешь качественного прорыва, а не только расширения нормативной базы ЕЭП.
Очень хотелось бы понять пошаговый план расширения финансово-производственной интеграции в рамках союза, поскольку на деле мы сейчас имеем ухудшение показателей совместной торговли внутри “союза трех”. И, откровенно говоря, здесь гораздо больше политики, чем может показаться на первый взгляд. Речь ведь идет об интенсификации, как минимум, приграничного сотрудничества, а уж тут, учитывая казахстанские и российские бюрократические реалии, без участия региональных администраций делать, по существу, нечего. В этом контексте весьма занятны и торговые отношения Казахстана с Белоруссией, которые хоть и демонстрируют динамику, остаются на низком уровне. Судите сами: по результатам 2012 года официальный товарооборот двух государств составлял немногим менее миллиарда долларов. Для сравнения: объемы торговли с той же Украиной, которая, следуя риторике ее политиков, союзы вся и всякие (кроме Евразийского) “на майдане видала”, у нашей респуб­лики в четыре раза больше.

Поживём втроём - увидим

Но самое главное, о чем не стоит забывать как сторонникам евразийской интеграции, так и ее противникам: ЕАЭС пока состоялся только на бумаге. Сторонам еще предстоит непростой и довольно болезненный процесс ратификации ряда соглашений в национальных парламентах, а затем и создание нормативной базы под все договоренности, которые были формально закреплены 29 мая 2014 года в Астане. И в этом смысле даже дата начала работы союза - 1 января 2015 года - всего лишь точка отсчета, пройдя которую мы - далеко не сразу - сможем оценить качество казахстанских переговорщиков и их умение отстаивать национальные интересы в крупных межгосударственных проектах.

Михаил ПАК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее