4302

В добрый путь, стройотряды!

На днях на железнодорожном вокзале Алматы-II торжественно провожали участников трех строительных отрядов, сформированных из студентов Казахской академии транс­порта и коммуникаций им. М. Тынышпаева (КазАТК). 75 молодых людей примут участие в строительстве новой железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу.

Наверное, лет сорок-пятьдесят назад, когда комсомольцы массово уезжали строить заводы, мосты и железные дороги, все выглядело примерно так же. На перроне - радостная толчея. Здесь несколько парней обсуждают, что их ждет буквально через пару дней, рядом - молодой человек прощается со своей девушкой, чуть поодаль ребята разворачивают транспаранты с пожеланиями доброго пути. Настроение приподнятое, ожидания только самые лучшие.
Компания “Қазақстан темір жолы” и КазАТК на новой линии трудоустраивают стройотрядовцев по специальностям обучения. Один из участников первого стройотряда Азат КАЙМУЛЬДИН окончил второй курс факультета “Транспортная техника” и хочет на деле проверить, чему он успел научиться. Говорит, что сразу согласился ехать строить железную дорогу. После завершения учебного года он даже не успел съездить домой, в Павлодар, сразу же отправился в первое профессио­нальное путешествие. Чего он от него ждет? Новых впечатлений и знаний, конечно.
Здесь же уже готовые к отправке поезда стоят Бейбит СУЙЕРКУЛ и Жандос ПИАЛИЕВ - земляки, оба парня из Шымкента, соседи по комнате в общежитии и просто друзья. Они сразу же решили, что вместе поедут строить железную дорогу. Ни сомнений, ни споров не было, хотя ребята знали, что придется нелегко: в том месте, где им предстоит провести ближайшие два месяца, - голая степь, никаких развлечений, жара, вокруг ни души, зато комаров и мошек в изобилии. Но когда тебе двадцать лет, да еще и зарплату за весь период практики выплатят, все эти “прелести” кажутся такой мелочью, на которую и внимания обращать не стоит. Парни купили антимоскитные кремы, взяли побольше легкой одежды и с удовольствием отправились в дорогу.
- Для нас это приключение, возможность еще больше подружиться, но самое главное - применить на практике свои теоретические знания, - рассказал перед отправкой поезда Бейбит Суйеркул. - Мы оба учимся на третьем курсе факультета “Строительство и экономика”, и в будущем именно мы будем строить железные дороги. Тот опыт, который мы приобретем благодаря участию в стройотряде, обязательно пригодится в дальнейшем.
Стать участником стройотряда мог любой студент академии, факультет обучения и успеваемость значения не имели. Правда, один фактор все же учитывался: на строительство железной дороги отправили только парней, хотя среди желающих поехать на такую полезную производственную практику было немало девушек. Но их все же решили не брать - все-таки работа предстоит серьезная и непростая, чисто мужская.
- Некоторые студентки, которых мы все-таки не включили в сос­тав стройотрядов, даже плакали, так они хотели поехать вместе с остальными, - вспоминает проректор КазАТК по воспитательной работе и общественным связям Гульнара МЕРЗАДИНОВА. - Хотя поначалу ребятам пришлось рассказывать, что это такое - строй­отряд, потому что многие ничего о нем не знали. Если сначала было немного желающих отправиться на строительство железной дороги, то потом, когда преподаватели провели разъяснительную работу со студентами, их стало значительно больше. Мы сформировали три отряда. Благодаря им у ребят появится возможность увидеть то, чем им придется заниматься в дальнейшем, в реальности, а не в лабораторных условиях. К тому же АО “НК ҚТЖ” - один из крупнейших работодателей для наших студентов, и у них появился шанс показать себя профессионалами своего дела и обратить на себя внимание. Я бы хотела сказать спасибо руководству “Қазақстан темiр жолы”, благодаря которому мы смогли реализовать идею возрождения строительных студенческих отрядов.
Идея создать студенческие строительные отряды возникла в стенах Казахской академии транспорта и коммуникаций еще три года назад. Но воплотить ее в жизнь в одиночку было просто невозможно, хотя и руководство вуза, и преподавательский состав понимали, насколько она важна и эффективна. Ведь одно дело изу­чать предметы, связанные со строительством железных дорог, в теории, и совсем другое - делать это на практике. Реализовать эту идею в академии смогли лишь пос­ле того, как вуз вошел в состав АО “НК “Қазақстан темiр жолы”. И поч­ти сразу работа в этом направлении закипела. Нужно было понять, что необходимо для возрождения стройотрядов и какие организационные и финансовые средства для этого понадобятся. В течение года руководство и сотрудники ҚТЖ и КазАТК проводили двусторонние встречи, дискутировали. Результат не заставил себя ждать: между представителями национальной компании и вуза были достигнуты все необходимые договоренности, и стройотряды стали реальностью. В академии тут же кинули клич среди студентов, и работа закипела. Было сформировано три стройотряда: “Барыс”, “Жаңа жол” и “Жол қурылыс­тысы” - в каждом по 25 студентов, во главе - комиссар, которого выбирали сами ребята, и командир отряда - его назначали из числа молодых преподавателей.
- Сегодня мы отправляем наших ребят на строительство одной из самых важных веток железной дороги, проходящих через центр Казахстана, - Жезказган - Шалкар - Бейнеу, - рассказал ректор Казахской академии транспорта и коммуникаций им. Тынышпаева Бакытжан КУА­НЫШЕВ (на снимке). - Студенты смогут приобрести новые профессиональные навыки и закрепить те знания, которые они получили в нашей академии. Два месяца работы зачтутся как производственная практика всем участникам стройотрядов. И что немаловажно, наши ребята будут временно приняты на работу в ҚТЖ, и им будут платить заработную плату - 95-100 тысяч тенге в месяц. Помимо этого железнодорожная компания полностью оплачивает проезд, проживание и питание наших студентов, обеспечивает их медицинское обслуживание. Сегодня мы возрождаем те студенческие строительные отряды, которые существовали в советские времена, и считаем, что это очень важно.
Для ребят устроили настоящий праздник и создали на вокзале по-настоящему радостную атмосферу. Провожали их всей академией. Перед студентами выступил ректор КазАТК, представители “Қазақстан темiр жолы” и акимата города.
- Вы возрож­даете былую традицию, прокладываете путь будущим строительным отрядам, - напутствовал своих будущих коллег заслуженный ветеран железной дороги Калтай САМБЕТОВ (на снимке). - Когда-то мы ехали строить железные дороги и знаем, что стройотряды - это отличная школа для будущих специалистов. Участок дороги Жезказган - Бейнеу, на который вы едете, без преувеличения является дорогой века - ее протяженность более 50 тысяч километров, она проходит по еще необжитым, пустынным степям и имеет огромное социально-экономическое значение для нашей страны. Эта дорога связывает Центральный Казахстан с западом и Каспием, а далее через Туркменистан - с Персидским заливом. Она очень важна для увеличения транзитных потоков через территорию нашей республики и строится ударными темпами - уже через два с половиной года по ней должны пойти первые поезда. Вам, ребята, будет чему поучиться, уверен, что вы приедете с багажом новых знаний. И самое главное - вы станете участниками стройки века, и это надолго останется в вашей памяти. Дерзайте!
На торжественной церемонии исполнительный директор ТОО “Темiр жол жөндеу” Алтынай БАЯНДИНОВА пообещала, что по итогам работы будут определены лучшие студенты, которые получат дополнительное денежное поощрение, а всем без исключения ребятам подарят фотоальбомы со снимками на память об этой поездке.
- Сегодня КазАТК готовит высокопрофессиональных специалистов, которые потом работают во всех железнодорожных сферах, - заметила Баяндинова. - Мы рады взаимному, активному сотрудничеству с успешным вузом страны. Дорогие студенты, плодотворной вам работы.
Что ж, в добрый путь, и студенты, и сами стройотряды, традиция которых возрождается в этом году. Пусть они будут первыми, но далеко не последними.

Ольга СТЕПАНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть