2911

Им бы в дворники пойти! или Откуда у кредитов уши растут?

“Наши сельчане должны наконец понять, что бесплатного ничего нет. Получить кредиты, а потом продлевать и ходить закредитованными до ушей и выше - так дальше не пойдет!” - сказал Нурсултан НАЗАРБАЕВ на совещании по вопросам реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

И дальше добавил, что именно агропромышленный комплекс играет большую роль в вопросе дальнейшего экономического роста Казахстана: “Мы - аграрная страна. Потребность в сельскохозяйственной продовольственной продукции в мире будет расти, предполагается, что к 2050 году - в два раза. Мы должны к этому готовиться, это наш огромный экспортный резерв”.
Прямо скажем - золотые слова! Действительно, нефтяной XX век уходит, начинается настоящий XXI - век выживания и развития человечества за счет единения с природой. И если от снабжения мирового рынка нефтью и необработанными металлами мы перейдем к участию в мировой продовольственной программе - мало будет в мире стран благополучнее и счастливее Казахстана.
Ну а сейчас, на переходе от нефтяной к сельскохозяйственной парадигме, оба конкурирующих направления идут, как говорится, ноздря в ноздрю.
Нет, на первый взгляд это не так: куда нашим сельхозпроизводителям до нефтяников, рудокопов и металлургов! Здесь сравнение если и возможно, то только как карлика с великаном: доля сырьевого сектора в ВВП - более половины, доля сельского хозяйства - менее одной десятой. Но мы сейчас не об этом, а о той самой “закредитованности до ушей”, о которой говорил президент. Так вот: ровно по те же уши закредитован и наш экспорт­но-сырьевой сектор, в чем сами можете убедиться, взглянув на график.
Правда, уши эти, как и положено карликам, расположены очень низко - с точки зрения финансовой подпитки и агропромышленный комплекс, и нефтегазовая отрасль со всеми рудниками, шахтами и металлургическими заводами в придачу - это такие пигмеи, которым достаются лишь жалкие крохи кредитной “пищевой цепочки”.
Вообще, я вам скажу, одной такой графической таблички (а составлена она по официальным данным) более чем достаточно для предъявления группового обвинения руководителям всего макроэкономического блока с приговором к высшей мере - 25 лет отработки дворниками в Москве, без доступа к финансам.
Ну что за безобразие в самом деле - большая часть кредитов идет не на производство, а на потреб­ление! Точнее, на кредитование поставщиков иномарок, бытовой техники и стройматериалов в Казахстан. На втором месте торговля - наполовину поддержка того же иностранного поставщика и производителя. Третий кредитный гигант - строительство, не опертое на созидательное производство в собственной стране и наполовину подвешенное на том же импорте - натуральное вредительство, честное слово!
И, кстати сказать, доля просроченных кредитов у многострадальных аграриев - самая низкая. Даже у идущего за ним другого кредитного карлика - сырьевиков - она существенно выше.
Выходит, неправильно кто-то (из еще не переведенных в дворники) главу государства проинформировал!
Так вот, почему наше финансово недокормленное сельское хозяйство закредитовано по самые свои невысокие уши - это понятно. А почему на нищенском кредитном пайке живут - и не жалуются! - наши собственные национальные и частные компании, экспортирующие за рубеж нефть, газ, уран, черные и цветные металлы, и их транснациональные коллеги - это как объяснить?
По-видимому, что-то мы в своей табличке напутали, ведь быть такого не может… Еще как может!
Тут вся фишка в том, что кредитов нашим сырьевикам вообще не требуется - любые необходимые им средства они получают непосредственно через конвертацию валютной выручки, принципиально бесплатную, кстати. Что им и обеспечивает Национальный банк, выступающий не национальным кредитным органом, а лишь замыкающим игроком на той самой бирже.
Поэтому те смешные заемщики от сырьевиков, которые по кредитной статистике оказались даже дальше аутсайдеров-аграриев, - это так, побочные забавы.
На самом деле, если кто у нас закредитован - именно бесплатно и именно до ушей, так это никакие не сельские производители, а производители сырья на вывоз.
Что же касается “бесплатности” - поскольку наш Национальный банк вовсе не кредитор, а обменник (американского доллара на казахский тенге) - весь национальный кредитный процесс строится либо на депозитной, либо на внешне заем­ной основе. А это заведомо 6-8 процентов дополнительной накрутки. Соответственно, получить кредит хотя бы под “льготные” 10 процентов - это прямо-таки счастье. Хотя даже 3-5 процентов для сельского производства в Казах­стане уже многовато. По-хорошему, здесь и 50-процентная дотация не помешала бы - мы ведь не Европа с ее гольфстримами.
Европа, кстати, свое сельское хозяйство не столько кредитует, сколько мощнейшим образом дотирует. Откуда на это деньги? Да во многом благодаря таким, как мы, если честно.
И для того чтобы такую схему поменять, надо менять не приставленных к ней исполнителей, а всю систему. Тем более что в Москве дворников-гастарбайтеров и без них уже хватает.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть