1597

Самый ценный наш “груз” - люди

Вокзал, вагон - поехали! Так воспринимают железную дорогу миллионы пассажиров. С таксистом мы можем проболтать весь путь. Летчикам при посадке принято аплодировать. И только те, кто ведет поезда, зачастую остаются в тени. А ведь на железных дорогах работают по-настоящему золотые люди. В канун 110-летия железной дороги Казахстана мы побывали в гостях у одного из лучших машинистов пригородного движения компании “Қазақстан темір жолы” Сергея СВИРИДОВА (на снимке).

Когда его сверстники только мечтали об игрушечной железной дороге, для Сергея магистраль уже была реальностью. Стук колес был его колыбельной. Мать и отец всю жизнь проработали на железной дороге.
Их встреча была простой и одновременно романтичной. Молодая дежурная по переезду Ольга приглянулась маневровщику Алексею. В их в будущем многодетной семье теперь по этому поводу шутят: мол, мама вовремя опустила шлагбаум, а папа у него притормозил...
Когда в семье Ольги и Алексея подрос старший сын Николай, вопроса выбора профессии у него не было - только на железную дорогу. Стал машинистом. Сергей же планировал свою жизнь иначе.
- Когда работаешь на железной дороге, то следуешь жесткой дисциплине. Если горит зеленый - ехать можно, если красный - нет. Режим дня тоже, можно сказать, зависит от расписания поездов и очень сильно тебя организует. Вообще, я хотел быть военным. Но когда брат начал работать машинистом и стал иногда брать меня на свое рабочее место, то я загорелся! Железнодорожники тоже в форме, да и дисциплина здесь полувоенная, - вспоминает машинист электропоезда АО “Пригородные перевозки” Сергей Свиридов.
Чтобы стать хорошим машинистом, нужно пройти всю школу роста, считает Сергей. Поэтому сразу после школы он учеником слесаря-дизелиста и отправился в ремонтное депо станции Караганда-Сортировочная изучать сложный механизм тянущих составы машин. Здесь крутил гайки, разбирал, чинил и снова собирал узлы многотонной техники. Научился слышать и чувствовать организм огромных железных тягачей - как врач. Но все равно манили его дорога, движение, и Сергей Свиридов, отучившись на машиниста, вскоре оказался в кабине электровоза. Всего за три года из помощников дорос до машиниста.
- Железнодорожный транспорт - это огромная ответственность, гораздо серьезнее, чем, скажем, автомобиль, - рассказывает Сергей Свиридов, - здесь нет возможности свернуть в критический миг. Каждую секунду нужно быть начеку, собранным.

За тридцать лет, управляя составами, Сергей Свиридов исколесил всю Карагандинскую область. Сейчас признается: больше всего ему нравится ездить в столицу. Здесь и скорость можно набрать, да и люди в Астану чаще всего едут как на праздник, радостные. Нередко заглядывают в кабину машиниста и говорят спасибо.
- Самое приятное - когда пассажиры благодарят, - смущенно признается Сергей Алексеевич. -
Обы­ч­­­но как бывает? Люди из вагона вышли, сумки, чемоданы схватили -
и бегом по своим делам. А когда они иной раз мимо бригады проходят, голову вверх поднимут, улыбнутся, помашут рукой, пару слов скажут: мол, спасибо, ребята, довезли хорошо - так здорово на душе после этого! Даже поезд лучше, кажется, едет на обратном пути.
Железнодорожники - люди не слишком суеверные. Настоящие мужчины больше привыкли полагаться на себя, свой опыт, нежели на случай. Но к своим электропоездам они относятся как к одушевленным созданиям. “Своих” они узнают по тембру сигнала и стуку колес.
Сергей Свиридов уверяет, что у каждого локомотива или электропоезда все индивидуально.
- Мы свой состав зовем Ласточкой. Стараемся, чтобы она не болела, чтобы всегда работала, заботимся о ней как только можем. Мы же понимаем, что железная дорога для страны - как для человека кровеносная система. Если в ней что-то не так, сама жизнь под угрозой. Если не вышел поезд в рейс - полетел график всей дороги. Поэтому вся жизнь железнодорожников проходит в заботах о том, чтобы поезда двигались по графику, грузы и пассажиры вовремя прибывали куда нужно.
Но техника есть техника, и в работе, признается машинист, всякое случалось. О трудностях опытный железнодорожник говорит неохотно. Бывало и такое, что электропоезд вставал на переезде как вкопанный... В такой момент главное - не растеряться, проявить смекалку, все знания, навыки мобилизовать и максимально быстро принять решение, чтобы двинуться дальше.
- Первая реакция в такие моменты, - говорит машинист, - выскочить и толкать поезд как автомобиль, лишь бы он не стоял. Но сейчас приходят новые современные электропоезда. К 2015 году весь парк заменят. Новые машины очень хорошие. Кондиционеры, все удобства, много электроники. Порой кажется: в старых составах больше чувствовал себя хозяином. А сейчас с компьютером вроде как делить территорию приходится. Но пассажирам нравится, и это главное.

В семье Свиридовых подрос­ло новое поколение железнодорожников: машинистом электровоза стал недавно племянник Алексей. Он управляет грузовыми составами.
- У нас с ним теперь спор, - рассказывает Сергей Алексеевич. - Племянник говорит, что лучше на грузовых, а я стою за свои пассажирские перевозки. Ему мои составы кажутся легковесными. А я считаю, что мы возим главный груз -
людей, и это ответственнее всего. А вообще, на железной дороге ничего неважного нет. Работа эта тяжелая, ответственная, но выполнимая. И мы стараемся делать ее хорошо.

Сакен КОШИРБАЕВ, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть