3923

Бензоколония, или Пора доить священную корову!

Сразу хочу немного успокоить: подорожание бензина, устроенное приказом Миннацэкономики от 21 августа, пока не слишком скажется на разгоне инфляции и общем росте цен на все вокруг. Бензин АИ-92/93, который теперь будет стоить “не более” 128 тенге за литр, вытянет лишнюю денежку в основном только из семейных бюджетов. Вот если бы правительство вдруг подняло стоимость соляры, на которой держится все сельское хозяйство и весь серьезный транспорт, тогда да…

Но не буду и обнадеживать: это “неожиданное” повышение - промежуточное. Я, конечно, не Ванга и дату следующего приказа МНЭ не прозреваю, а вот предсказать конечную стоимость ГСМ в Казахстане легко: АИ-92/93 - 145-165 тг./л, АИ-95 - 165-185 тг./л, дизельное топливо - 160-175 тг./л.
Причем заглянуть в недалекое будущее очень просто: достаточно выписать из Интернета сегодняшние ценники на московских АЗС. В эти вилки, кстати, укладывается и почти вся Россия. Например, в пограничном с нами Омске литр 92-го стоит в переводе на наши деньги 152 тенге, 95-го - 172, а дизель - 170 тг./л. В пограничном Саратове похоже: 153, 168 и 160 тенге соответственно.
Почему же цены на ГСМ неизбежно сольются, причем в большую, российскую, сторону?
Тут тоже гадать не приходится: казахстанские НПЗ производят 1,9 млн. тонн бензина АИ-92 при потребности на этот год 2,8 млн. тонн. По дизтопливу производят около 4 млн. тонн при потребности 4,6 млн. Недостающее - от “старшего брата”. А 95-й - он весь завозной. Граница же с Россией, между прочим, с началом 2015 года исчезает вовсе.
Другой интересный вопрос: почему в России ГСМ существенно дороже?
И тут открывается такое…
Когда говорят, что российская экономика полностью сидит на нефтяной игле, - это истинная правда. Так, в федеральном бюджете доля отчис­лений только от нефти (не считая газа, шахт, карьеров и металлургии) - более трети. Конкретно налог на добычу сырой нефти (НДПИ) приносит бюджету 17% всех доходов, а вывозная таможенная пошлина на нефть - еще 18,3%. Для справки: весь НДС (налог на добавленную стоимость) - палочка-выручалочка обеих наших экономик - дает в бюджет РФ только 12,9%.
И то сказать, этот самый НДПИ имеет сейчас базовую ставку 470 рублей за тонну, то есть государство забирает себе примерно по два доллара с каждого барреля уже по факту добычи. А таможенная пошлина и акцизы на ГСМ рассчитаны так, что экспорт нефти за границу и поставки ее на российские НПЗ примерно одинаково рентабельны.
Плюс в цене российского бензина и соляры кроме НДПИ сидят еще 16% акцизов, 15% НДС, примерно 6% налогов на прибыль. Итого российские автомобилисты отдают в бюджет больше половины (52-55%) стоимости заправки.
А как у нас?
Вообще-то налог на добычу полезных ископаемых и у нас имеется, для нефти его ставки (в зависимости от объемов добычи) от 3 до 18%. Да только вот основная добыча у нас отдана иностранцам - по так называемым соглашениям о разделе продукции (СРП), выведенным из-под национального налогового законодательства. И сколько от этого имеет бюджет - неизвестно. Зато известна заложенная в бюджет РК величина всех поступлений от использования природных ресурсов - на 2014 год это 218,2 млрд. тенге, или (стесняюсь сказать) всего 3,56% от доходной части!
Кстати сказать, знаменитый трансферт из Национального фонда, который представляет вклад в бюджет всей нашей экспортно-сырьевой отрасли, заложен величиной 1630 млрд. тенге, и это лишь чуть больше четверти (26,6%) от доходной части. А если еще вспомнить выплачиваемую из бюджета же чудесную льготу нашим экспортерам - возврат НДС (примерно 500 млрд. тенге), то становой хребет казахстанской экономики - добыча нефти, газа, урана, черных и цветных металлов на вывоз - несильно прогибается под налоговой нагрузкой, его фактическая доля лишь 18,4%.
Но мы отвлеклись. Возвращаясь к бензину, скажем, что доля налогов в нем, по подсчетам казахстанских экономистов, похожа на общий вклад сырьевиков в государственный бюджет - примерно 18%. Кстати, снабжение нефтью наших НПЗ осуществляется в основном административно-квотным методом, отчего они тоже вечно недорабатывают.
Вот так, в России потребители бензина и дизельного топлива капитально кормят бюджет: образование и здравоохранение, те же майские указы Путина или, скажем, война в Новороссии во многом держатся на этом. Хорошо это или не очень - вопрос другой. Но там - так. Мы же, законами объединяемого рыночного пространства подтягиваемые к тем же ценовым планкам, кого кормим?
Вопрос этот можно повесить крючком на многое, произошедшее за четверть века раздельно-суверенного существования.
Например, на бесконечную пес­ню всех подряд правительств о модернизации казахстанских НПЗ, так и не допетую до конца.
Или - на расхождение не просто налоговых режимов, а буквально философий обложения нефтянки. Если в России она что-то вроде дойной коровы, то у нас эта корова священна и фактически неприкосновенна.
Главный же вопрос-крючок - насчет исключительно экономического содержания Евразийского союза, в котором, дескать, категорически не должно быть политики.
А бензин - штука не столько экономическая, сколько социальная и поэтому напрямую политическая. А значит, очень даже огнеопасная.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть